В рамках проведения независимой оценки качества образовательной деятельности

в период с 19 сентября по 9 октября 2017 года

проводится онлайн-анкетирование участников образовательного процесса.

Принять участие в анкетировании можно по ссылке:

Независимая оценка качества образования.

 

Музыкальные инструменты

Шэн (шенг)


Шэн (шенг) — древний китайский духовой язычковый музыкальный инструмент. Изготавливается из бамбуковых тростей или дерева, а позднее — металла. Иногда шэн называют китайской губной гармоникой.

 

Происхождение, история

 

Шэн приобрел популярность в эпоху правления династии Чжоу, так как его часто использовали в качестве аккомпанементного инструмента для придворных певцов и танцоров. В дальнейшем он нашел свой путь среди простой публики и превратился в обыкновенный инструмент для публичных концертов, ярмарок, различных народных торжеств и прочих событий.

 

В 1978 году в провинции Хубэй при раскопках было обнаружено несколько шэнов, которые датируются временем более чем двухтысячелетней давности.

 

В 1740 году Иоанн Уайлд (Johann Wilde) путешествовал по Китаю, где и познакомился с музыкальным инструментом шэн; он же считается его распространителем в Европе. Однако, некоторые считают, что инструмент попал в Европу на несколько столетий раньше.

 

В начале XIX века инструмент явился прототипом для изобретения фисгармонии и аккордеона.

 

Устройство, звучание, особенности

 

Шэн состоит из трех основных частей, а именно: язычка, дудок и того, что называется «доуцзы». Деревянный, а позднее и металлический, корпус из 13 или 17 трубок разной длины снабжен чашеобразным лепдистуком, натрубком. На крышке чаши по окружности расположены стверстия, в которые вставлены тростниковые или деревеные трубки с медными язычками в основании. У каждой трубки в нижней части имеется одно боковое отверстие, которые закрывают пальцами. Шэн имеет хроматический 12-ступенный звукоряд.

 

Шэн отличается яркой выразительностью и невероятной грациозной вариативностью; обладает чистым и четким звучанием в высоких тонах, изяществом в средних и низких; и является неотъемлемой составляющей фольклорных концертов для духовых и ударных инструментов.

 

Между прочим, среди всех традиционных китайских музыкальных инструментов, лишь только шэн можно использовать в ансамбле с другими инструментами для гармонизации тембра и обогащения звучания оркестра. В крупном симфоническом оркестре национальных музыкальных инструментов иногда употребляют «шэн-верхи», «шэн-альт» и «шэн-бас».

Чимпой

Чимпой (рум. cimpoi) — молдавский и румынский духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность волынки.


На чимпое исполняют мелодии, украшенные мелизмами, трелями, форшлагами. Инструмент издаёт сильные, резкие и однообразные по тембру звуки. Звукоряд диатонический. Чимпой применяется как сольный и ансамблевый инструмент.

 

Чимпой распространён в Молдавии и во всех областях Румынии, кроме Трансильвании.

 

Устройство

 

Чимпой состоит из меха и 3 деревянных трубок — 1 для нагнетания воздуха и 2 игровых: мелодической (цельной, конической формы длиной около 20 см, с раструбом из коровьего рога и 7—8 игровыми отверстиями) и т. н. бурдонной (басовая, непрерывно звучащая, состоит из 3 раздвижных колен; настроена в кварту или в октаву по отношению к мелодической). В трубки вставляются одинарные трости.

 

Мех для чимпоя делают из козьего или овечьего бурдюка. Раньше считалось, что для лучшего звучания мех надо делать из молочного козлёнка, с которого живьём снимали шкуру. Мех часто покрывают вышитой тканью.

Фисгармония


Фисгармониядуховой язычковый клавишный музыкальный инструмент.

 

Звуки фисгармонии извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струёй воздуха, которая накачивается двумя ножными педалями.

 

Фисгармония блыла изобретена в 10-е годы XIX века.

 

В Англии сохранился экземпляр фисгармонии, поддерживающий строй 53-х равных делений октавы.

Паркапзук

Паркапзук — древний армянский духовой язычковый музыкальный инструмент, секреты изготовления и игры которого практически утеряны. Близкий родственник ирландской волынки.

 

Первые исторические сведения о паркапзуке относятся к Риму первого века нашей эры: на этом инструменте играл известный своей разгульностью император Нерон.

 

Устройство

 

Паркапзук состоит из двух или более трубок, снабженных язычком, и кожаного мешка. Исполнитель надувает мешок сам или мехами. Мешок – воздушный резервуар из кожи или пузыря животного, из которого подают воздух к звучащим трубочкам. Одна из трубок устроена как флейта – с дырочками. На ней играют, зажимая пальцами отверстия. Остальные, аккомпанирующие трубки издают только один тон. В редких случаях применяются две мелодических трубки.

 

Звукоряд диатонический, звучание сильное и резкое. Применяется главным образом для сопровождения танцев. Мешок паркапзука держат под рукой, и с его помощью воздух нажимом локтя нагнетается в трубки.

Мелодика (мелодическая гармоника)

Мелодика (мелодическая гармоника)духовой язычковый музыкальный инструмент, подобный аккордеону и гармонике. Имеет музыкальную клавиатуру сверху, звук добывается путем вдувания воздуха в специальное отверстие сбоку. Нажатием клавиши производится открытие отверстия, что позволяет воздуху проходить через язычок. Как правило, инструмент имеет четыре октавы.

 

Происхождение

 

Инструмент является изобретением компании Hohner Musikinstrumente GmbH & Co. KG, созданным в 1950-60-х гг., хотя на место изобретателя также претендовал бруклинский музыкант Джозеф Ледерфин.

 

Впервые мелодика была использована в качестве серьезного музыкального инструмента Филом Муром младшим в альбоме Right On, записанного на студии Atlantic Records в 1968 году.

 

Мелодика часто ассоциируется с ямайскими исполнителями даб и регги музыки 1970-х гг. Генри Слотер сыграл соло на мелодике в песне I’ll Remember You, записанной Элвисом Пресли 10 июня 1966 года, которая вошла в альбом Spinout.

 

Виды мелодики

 

Виды мелодики, в основном, различаются по музыкальному диапазону, который обуславливает отличия в формах инструмента:

  • тенорная мелодика — тип мелодики с низким тоном. Левая рука держит рукоятку на нижней части инструмента, а вторая играет на клавиатуре. Тенорная мелодика предусматривает игру двумя руками, когда специальная трубка вставляется в отверстие для рта, а инструмент помещается на плоскую поверхность.
  • сопрано- и альт-мелодика — тип мелодики с более высоким тоном и более низким звучанием, нежели тенорная разновидность. Некоторые мелодики данного типа изготавливаются для игры в две руки, когда левая рука играет на черных клавишах, а правая на белых. Остальные подобные инструменты по игре схожи с тенорными мелодиками.
  • басовая мелодика — тип мелодики с еще более низким тоном, чем тенорная разновидность. Встречается гораздо реже, нежели остальные виды.
  • аккордина — использует тот же принцип работы, но имеет кнопки, как у аккордеона.
  • вибрандонеон — инструмент, по форме и звучанию схожий с мелодикой. Разработан итальянской компанией Виктория Аккордионс. Имеет различное расположение клавиш.

Самыми популярными компаниями, выпускавшими гармоники, считаются Sound Electra, Angel, Hohner, Suzuki, Yamaha и Samick. Мелодика выпускалась под разными названиями, среди которых мелодион, мелодиа, пианика, мелодигорн, клавиетта.

 

Мелодика получила широкое распространение в Азии как инструмент, используемый в музыкальном образовании.

Концертина

Концертинадуховой язычковый пневматический музыкальный инструментгармоника с хроматическим звукорядом, без готовых аккордов.



Концертина — изящный музыкальный инструмент типа гармошки, а не колючая проволока, как нам подсказывает русский Интернет. Легкий, как в прямом (около одного килограмма), так и в переносном смысле (легко осваивать). В отличие от русской гармони у концертины мелодические клавиши с обеих сторон. Это позволяет исполнять мелодии со свободным аккомпанементом.

 

Не следует путать название «концертина» со словом «концертино», что означает маленький концерт. Хотя очень часто так называют сам инструмент.

 

Происхождение, история

 

Концертина родилась в Англии. В самом начале 19 века многие ученые, изучающие акустику, проводили различные эксперименты, которые иногда приводили к появлению новых музыкальных инструментов. Так, Чарльз Уитстон в 1829 году запатентовал инструмент под названием «симфониум». Этот инструмент был чисто духовым, но имел кнопки, которые наследовала маленькая гармошка с мехами, изобретенная им в 1833 году. Инструмент имел кнопки из слоновой кости, шестигранный корпус красного дерева, клапаны, украшенные перламутром, а рычаги – сделанные из серебра. Короче – это было произведение музыкального искусства.

 

С тех самых пор слово «концертина» в английском языке практически полностью идентично русской «гармошке», в том числе и в переносном смысле. Поэтому и колючая проволока, сложенная «гармошкой», называется «концертина».

 

Концертина, созданная Уитстоном, имела хроматическую клавиатуру (как черные и белые клавиши фортепиано). Это был академический инструмент, на нем играли в музыкальных салонах классические произведения, как в сопровождении фортепиано, так и в ансамблях. Среди музыкально образованных людей концертина приобрела широкую популярность. Но, при этом, оставалась очень дорогим инструментом.

 

Примерно в это же время в 1834 году Карл Фридрих Улиг придумывает свою концертину, квадратную по форме. Кнопки в ней соответствовали только белым клавишам фортепиано. Было их по пять с каждой стороны. На каждую кнопку приходилось два разных звука, как и в русской гармошке. И играть на ней можно было только народные мелодии. В следующем году появился гибрид с шестигранной английской формой и немецким «народным» содержанием.

 

В новой гибридной концертине кнопки располагались по аккордам, что позволяло незнающему музыки человеку очень просто осваивать этот инструмент. Эта гармошка стоила недорого по сравнению с первоначальной (английской) концертиной. В связи с этим она приобрела огромную популярность во всей Европе.

 

Потребность к музицированию в то время была велика, а какие-либо «серьезные» инструменты были очень дороги и сложны в изучении. Поэтому англо-немецкая концертина быстро распространилась практически повсеместно. Звуки этого инструмента разносились из каждой пивной, с каждого перекрестка. И это не могло не раздражать «академическую» общественность, любителей дорогой английской концертины.

 

Началась целая компания в прессе, высмеивающая любителей англо-немецкой концертины. Появлялись карикатуры, разгромные статьи. В результате популярность этого инструмента стала падать. И рикошетом это падение ударило и по английской «аристократке». Концертина стала исчезать вообще. Она стала инструментом клоунов и музыкальных эксцентриков. Опять же из-за своего необыкновенного удобства и музыкальной выразительности.

 

К началу 20 века концертина практически изчезает. Однако вскоре начинается возрождение ее как национального инструмента шотландцев и ирландцев. Для национальной музыки используется англо-немецкий вариант. К нему, не меняя удобного аккордового расположения кнопок, добавляются ряды хроматических (черные клавиши фортепиано) кнопок. Это позволяет сильно расширить репертуар исполняемых мелодий.

 

В России в 20 веке концертина также была достаточно широко известна как инструмент куплетистов. Однако ее признали буржуазной, и сегодня из достаточно широко известных исполнителей можно назвать только Валентина Осипова, который виртуозно исполняет классические произведения на этом миниатюрном инструменте, и куплетиста Николая Бандурина.

 

Разновидности концертин

 

Семейство концертин довольно объемно. Каждый тип концертины может иметь разное количество мелодических кнопок в зависимости от потребностей и стоимости. Инструменты могут быть, как и скрипки, разного размера и высоты звучания. Производят их в основном мастера в Великобритании и Америке. Фабрично они еще производятся в Италии и Германии (хотя, это китайское производство). Это относительно дешевые варианты, в отличие от мастеровых.

 

Концертины бывают английские. На них может исполняться серьезная музыка. Есть дуэтные концертины. Они имеют одинаковые по высоте звучания клавиатуры слева и справа. И звучат настоящим «дуэтом». Бывают англо-немецкие (или просто англо). У них на каждую кнопку два разных звука. Используются в основном для народной музыки. Бывают еще мини-концертины англо, всего с 10 кнопками. Они умещаются в ладони, а их 10 кнопок соответствуют отверстиям в губной гармошке.

 

У маленьких концертин есть и братья побольше. Это квадратные немецкие концертины из города Хемнитца. Родственником последней является всем известный бандонеон. Он известен практически всем, по крайней мере, на слух. Это солирующий инструмент ансамбля танго. И если вы слышите в латиноамериканской музыке резкий, но певучий звук (многие думают, что это аккордеон), то это и есть бандонеон. Хотя аккордеон тоже иногда бывает. На бандонеоне же очень много кнопок, и на нем можно исполнять практически любую музыку.

 

Все перечисленные инструменты были разработаны к середине 19 века и очень мало изменились с тех пор. И остаются очень изящными и удобными для использования и сегодня.

 

Известные исполнители

 

Ричард Благроув
Джулио Регонди
Николай Бандурин

Дан мои

Дан моидуховой язычковый музыкальный инструмент, вьетнамский традиционный варган. Дан мои переводится буквально как «инструмент губ», так как это один из немногих варганов, прилагаемых не к зубам, а к губам.

 

Происхождение

 

Дан мои появился у народа Хмонг в горных северных районах Вьетнама: во время торговли на рынках согласно традиции знакомства мужчины играли на флейте Пана, а женщины — на самодельных тростниковых варганах, подобных современным медным дан мои. Далее дан мои стал распространяться в центральный Вьетнам.

 

По исследованиям профессора Тран Куанг Хэй (Tran Quang Hai) из Национального центра научных исследований Франции (CNRS), около 50 типов варганов дан мои были найдены приблизительно в 25 странах мира.

 

В 2006 году в крупнейшем мировом варганном фестивале World Jew’s Harp Congress впервые участвовал вьетнамский музыкант, представитель традиционного вьетнамского варгана, Нгуиен Дук Минх (Nguyen Duc Minh).

 

Разновидности

 

Дан мои бывают как пластинчатые, так и дуговые. Самый популярный из этих инструментов — стандартный пластинчатый дан мои. Он имеет длину 3.9 дюймов (около 10 см) и вес около 2.5 граммов. Этот дан мои предоставляет варганистам большой выбор возможностей для создания звуковых эффектов, так как полость рта и язык имеют больше свободы, чем при игре на дугообразных варганах. И поэтому стандартный дан мои часто рекомендуют профессионалы для обучения варганистов начального уровня.

 

Кроме стандартного варгана дан мои, также популярен басовый дан мои, имеющий более низкое звучание и богатые, более глубокие обертона.

Губная гармоника

Губная гармоникадуховой язычковый музыкальный инструмент. В России его также называют губной гармошкой, губной гармонью (что неверно, потому что гармонь — это другой инструмент). Также её называют харпом (harp — так его называли в Америке), но такое название не совсем корректно, так как harp — это арфа.


Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия (как правило они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

 

Губная гармоника чаще всего используется таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз.

 

Разновидности губных гармоник

 

Губные гармоники делятся на:

  • Хроматические гармоники
  • Диатонические гармоники
    • Блюзовые гармоники
    • Тремоло гармоники
    • Октавные гармоники
  • Оркестровые гармоники
    • Мелодические гармоники
    • Басовые гармоники
    • Аккордовые гармоники

Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения таких сложных техник игры, как бенд. Гармошки такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя — слайдера, на одной из боковых сторон инструмента.

 

В диатонических гармониках используется диатонический строй (например: C, D, E, F) без полутонных интервалов между нотами (C#, D# и так далее). Игра на диатонической гармошке напоминает игру на фортепиано только по белым клавишам, без чёрных (некоторые отсутствующие звуки можно извлечь с помощью специального приёма — бэнда). В большинстве случаев диатонические гармошки имеют 10 отверстий и выпускаются в тональностях C или G. Диатонические гармошки имеют диапазон в 1-4 октавы.

 

Блюзовая гармоника обычно имеет 10 отверстий, с пластинами для вдоха (англ. draw) и для выдоха (англ. blow) в каждом отверстии.

 

В тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

 

Октавная гармоника — другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

 

Басовая гармоника — фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту — по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

 

Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

 

Советы начинающим: выбор губной гамоники

  • не стоит сразу покупать дорогую гармошку. В процессе освоения различных приёмов игры (таких как бенд) есть большой шанс сломать язычки;
  • некоторые популярные типы гармошек сложны для начинающих и их надо «доводить» до рабочего состояния;
  • покупка дешевой гармошки тоже может усложнить процесс обучения;
  • при покупке диатонической гармошки лучше покупать гармошки в тональности C-мажор, так как как она находится в середине нотного диапазона и большинство обучающих школ написаны именно для этой тональности;
  • непосредственно при покупке в магазине проверьте все отверстия на вдох и выдох. Если освоили бенды, проверьте и на них;
  • если гармошка вас устраивает, но немного не строит — это не страшно. Её можно подстраивать.

История губной гармоники

 

Губную гармонику можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во всем мире. По своей сути гармоника является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году, популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармоники фирмы «Hohner», репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Правда, далеко не все поклонники губной гармоники знают, что непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.

Западные и восточные духовые органы по классификации являются язычковыми инструментами. Однако, если открыть «Мировую энциклопедию музыкальных инструментов», то мы узнаем, что язычковые являются лишь одним из ответвлений обширного семейства, которые объединены под общим названием «аэрофоны».

 

Основной чертой, определяющей принадлежность к этой группе, является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. В эту группу входят инструменты с отверстиями (блок-флейты), с мундштуками свисткового типа (рекордеры), с одинарным язычком (кларнеты, саксофоны), с двойным язычком (гобой, фагот), с чашеобразными мундштуками (трубы), а также ручные язычковые (восточные и западные духовые органы, концертины, аккордеоны и гармони).

 

Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине XVIII века. Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. После его изучения возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов. К сожалению, подобные эксперименты не получили одобрения широкой публики, и большинство органных мастеров отказались от таких конструктивных решений применительно к клавишным инструментам.

 

Так или иначе, язычки были использованы при изготовлении западного духового органа только в XIX веке. Первая губная гармоника была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название «аура», представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора, его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

 

В 1825 году другой немец, Ф. Хотц, начал производство духовых органов на своей фабрике в Книттлингене. Ещё один уроженец Германии, Христиан Месснер приобрёл несколько изготовленных Бушманом «аур» и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом «мундэолины» (от нем. mund «рот», «губы»). Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл «сим-фониум».

 

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармоники с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.

 

В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармоник стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармонику в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармоник, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.

Гармонь

Гармонь (гармошка)— духовой язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

 

Происхождение, история

 

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века.

 

Однако есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука – при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

 

Существуют и другие взгляды на эту проблему.

 

Устройство

 

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

  • К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время).
  • Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок.

Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: «тульская», «ливенка», «вятская», «тальянка» (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12—15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: «русская венка» (первая двухрядная), «хромка».

Волынка

Волынкадуховой язычковый музыкальный инструмент многих народов Европы и Азии.


Волынка представляет из себя воздушный резервуар, который, обыкновенно, делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания полифонического звучания.

 

Техника звукоизвлечения

 

Одна из трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) и служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) — басовые, и строятся в тонику и доминанту той гаммы, в которой играется мелодия. Строй этих нижних трубок может быть изменяем посредством находящихся в них поршней.

 

Типы волынок и их особенности

 

Шотландская волынка

 

Cтаринный кельтский инструмент. Представляет собой резервуар из шкуры овцы или козы, вывернутой наизнанку (goose), к которому прикрепляются (привязываются) три бурдонные трубки (drones), одна трубка с восемью игровыми отверстиями (chanter) и специальная короткая трубка для вдувания воздуха. Имеет упрощенную подачу воздуха — через подувную трубку — обеспечивает свободу правой руке.

 

При игре музыкант (piper) наполняет воздухом резервуар и, нажимая на него локтем левой руки, заставляет звучать бурдонные и игровую трубки, в своею очередь снабженные специальными язычками (тростями), причем в бурдонных трубках используются одинарные, а в игровой трубке двойные трости, изготовленные из камыша.

 

Ирландская волынка

 

Ирландская (иллианская) волынка (uilleann pipes) — ирландский вариант волынки, окончательно оформившийся к концу 18-го века. Отличие от шотландской волынки состоит в том, что воздух накачивается в мешок при помощи мехов, а не духовой трубки.

 

Испанская волынка

 

Называемая также Гайта (La gaita), происходит из Галисии, а также Астурии и восточной части провинции Леон.

 

Это, пожалуй, наиболее легкая в освоении и наиболее удобная для камерного исполнения волынка, сочетающая в себе лучшие качества как шотландских, так и восточноевропейских волынок.

 

Она состоит из чантра с двойной тростью, такой же как у гобоя, одного или двух басовых бурдонов с одинарными тростями как у кларнета. У чантра внутренний конический канал, cемь отверстий для пальцев и с обратной стороны отверстие для большого пальца левой руки. Кроме того, он оснащен тремя незакрывающимися отверстиями находящимися в нижней его части на раструбе.

 

Симфония

 

Симфония — древний духовой музыкальный инструмент, времён Вавилонского царства при царе Навуходоносоре. На сегодняшний день считается разновидностью волынки.

Варган

 

Варган — древнейший духовой язычковый музыкальный инструмент.


Варган под различными названиями распространён у большинства народов мира. Наиболее употребляемые названия: шанкобыз, аура, комуз, хомус, доромб, дрымба, зубанка, васанг, морчанг, пымель, вывко, тумра, кубыз, ванияр, маультроммель, коусян, дан мои.

 

В англоязычном мире варган имеет также множество названий: jew’s harp, jaw harp, mouth harp, Ozark harp, marranzano pancake, Omaha Flapjack.

 

При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта даёт возможность менять тон и тембр инструмента. Кроме того, положение диафрагмы вносит новые оттенки в звучание.

 

Обычно делается из металла или дерева. В России варганы наиболее широко распространены в Якутии, Туве и на Алтае.

 

Типы варганов

 

Выделяют два основных типов варганов — пластинчатый и дугообразный:

 

Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).

 

Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

 

На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.

 

Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).

 

Русский варган

 

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, этот инструмент встречался среди русского народа в II—XX веках, в особенности в Поволжье. Этот обычай был практически утерян, но есть мастера, которые возрождают традиционный русский варган.

 

В раскопках проводимых на территории Новгорода Великого начиная с 2003 года, найдено 6-ть варганов, датируемых XIII-XIV веком. Одна из находок представлена в государственном историческом музее (Зал 9. Древнерусский город. (XI – первая половина XIII вв.)). Тем не менее, несмотря на попытки мастеров возродить традиционный русский варган, на сегодняшний момент нет ни одной реконструкции найденных при раскопках образцов.

 

В летописях упоминается также о варгане как о военном музыкальном инструменте, но встречающееся в них слово «варганы» обозначает, возможно, другой музыкальный инструмент, более пригодный для военной музыки, а не тот варган, о котором говорится выше.

 

Баян

Баяндуховой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.

 

Современный баян оснащён пятирядной правой клавиатурой с регистрами-переключателями и готово-выборной шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительные возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики.

 

Баян состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый полукорпус, меха. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков — металлических пластинок — под воздействием воздушной струи из мехов.

 

Фактически, баян является разновидностью аккордеона. При чём выделяют эту разновидность как отдельный инструмент (боян) только в России (и странах СНГ). В других же странах этот инструмент остаётся аккордеоном.

Бандонеон

Бандонеондуховой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Назван так по имени его изобретателя — Генриха Банда.


Поначалу бандонеон использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.

 

Звук в бандонеоне издают колебания металлических язычков, когда воздух, нагнетаемый мехами во время игры проходит сквозь щели в металлических пластинах. Что интересно – на вдохе мехов и на выдохе одна и таже кнопка бандонеона может играть разные ноты. Кроме того, качество звука можно сделать разным, добавляя в игру колено ноги, на которую кладется бандонеон во время игры. Именно поэтому научиться играть на бандонеоне необычайно сложно.

 

Разновидности бандонеонов

 

Бандонеоны различают по числу тонов. Обычно это число колеблется от 106 до 148.

 

Стандартом является 144-тоновый бандонеон, и именно на таких инструментах играют все профессиональные бандонеонисты. 144-тоновые бандонеоны являются солирующими в танго-оркестрах.

 

Бандонеон в 110 тонов в основном используется для обучения игре, чтобы начинающему бандонеонисту освоиться с инструментом.

 

Существуют также специальные и гибридные разновидности бандонеонов, такие как: бандонеон с трубами, бандонеон c-system (русский баян), хроматифон, Praktikal бандонеон, бандонеон с фортепианной раскладкой и другие.

Аккордеон

Аккордеондуховой язычковый музыкальный инструмент, ручная гармоника.



В русской традиции обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) — в отличие, например, от баяна. Однако иногда встречается и наименование «кнопочный аккордеон». Некоторые его разновидности называют баяном.

В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония). До сих пор самыми распространёнными в России являются аккордеоны фирмы «Weltmeister» (различных марок, например, Diana, Stella). Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные («Horch», Hohner (англ.)), так и российские («Берёзка», «Меркурий»).

Особенности аккордеона

  • Использование множества т. н. регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, даёт возможность моделировать множество других инструментов и тем самым фактически заменить их звучание. На концертных версиях аккордеонов существуют регистры, расположенные в местах, которые позволяют переключать их, не прерывая мелодии (например, т. н. «подбородковые» регистры).
  • Управляемость длительностью звучания позволяет извлекать звуки почти произвольной длительности и, тем самым, адекватно воспроизводить орган, в отличие от фортепьяно, где это невозможно.
  • Зависимость извлечения звука от движения меха даёт простор дополнительным приёмам звукоизвлечения (например, вибрато) вплоть до изменения высоты ноты на дробные доли тона (нетемперированное глиссандо).
  • Портативность позволяет выступать музыкантам в практически любом месте.
  • Меньший размер клавиш по сравнению с фортепиано даёт возможность исполнять большие интервалы.
  • Несмотря на использование регистров, полное соответствие (совпадение всех гармоник в звуковом спектре) тембрам других инструментов невозможно
    Зависимость извлечения звука от движения меха создаёт трудности (прерывание звучания) при смене направления движения меха.
  • Меньшая распространённость (по сравнению с фортепиано, например) в России приводит к необходимости приносить инструмент с собой. В то же время, например, фортепиано имеет достаточно большое присутствие во многих крупных организациях.

Выдающиеся аккордеонисты

Зарубежные:

Астор Пьяццола — композитор и исполнитель (игравший на ближайшем родственнике аккордеона — бандонеоне)
Ян Тирсен — композитор
Д. Фоссен — композитор и исполнитель
Пьетро Фроссини
Похьонен, Киммо
Теодоро Анцелотти — исполнитель
Штефан Хуссонг — исполнитель
Кейко Харада — композитор
Трио Accordeon Tribe
Nino Portelli

Российские (и советские):

Валерий Ковтун — эстрадный исполнитель, Народный Артист России, Лауреат Государственной премии за 2007 год
Юрий Дранга (народный артист России) и его сын Пётр Дранга
Роман Бажилин — исполнитель, лауреат международного конкурса, автор многочисленных нотных сборников
Ян Табачник
Щураков, Сергей Михайлович
Motion trio — Гран при конкурса современной камерной музыки Пендерецкого, участники многочисленных фестивалей джаза и world music