В рамках проведения независимой оценки качества образовательной деятельности

в период с 19 сентября по 9 октября 2017 года

проводится онлайн-анкетирование участников образовательного процесса.

Принять участие в анкетировании можно по ссылке:

Независимая оценка качества образования.

 

Музыкальные инструменты

Флюгельгорн

 

Флюгельгорн (нем. flugelhorn, от flugel — крыло и horn — рог, рожок)духовой медный музыкальный инструмент.

 

Внешне флюгельгорн очень напоминает трубу или корнет-а-пистон, но отличается от них более широкой мензурой и коническим каналом ствола, начинающимся сразу от мундштучной части трубки. Имеет 3 или 4 вентиля.

 

Флюгельгорн используется в джазовых ансамблях, иногда в симфоническом оркестре, реже — в духовых оркестрах. На флюгельгорнах часто играют трубачи, исполняя на этом инструменте нужные отрывки.

 

Туба

Туба (итал. tuba — труба) — широкомензурный духовой медный музыкальный инструмент, самый низкий по регистру.

 

Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом.


Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый.

 

Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

 

Туба – самое последнее пополнение классического состава симфонического оркестра. С введением этого инструмента завершилось формирование симфонического оркестра.

 

История, происхождение

 

Первоначально в качестве основного басового инструмента использовался серпент, однако он не давал медной группе хорошего и устойчивого баса.

 

Первые попытки создать новый медный духовой инструмент низкого регистра взамен серпента относятся ко второй четверти XIX века. В 1835 году немецкие мастера музыкальных инструментов Вильгельм Виприхт и Карл Мориц в ходе экспериментов с серпентами и басовыми офиклеидами создали басовый инструмент и назвали его туба. Из-за неудачных мензурных отношений и конструкции мастера забросили своё изобретение. Но патент на инструмент был получен 12 сентября 1835 года. Это был инструмент в строе in F с пятью вентилями.

 

Как и многие другие духовые инструменты, современным видом туба обязана бельгийскому музыкальному мастеру Антуану Жозефу Саксу, более известному как Адольф Сакс (1814—1894). Спустя несколько лет «немецкая недоделка» попала к нему. Он экспериментально подобрал инструменту нужные мензурные отношения, длину звучащего столба инструмента и добился превосходной звучности.

 

Туба впервые использована в составе симфонического оркестра на премьере оперы Вагнера «Летучий голландец» двадцатого января 1843 года, с тех пор заняла там прочное место. Опера была написано несколько ранее — в 1841 году. В настоящее время иногда можно встретить тубу и в более ранних партитурах, но это всего лишь поздние переложения или замена тубой её предшественников в оркестре — разнообразных серпентов и басового офиклеида.

 

Устройство тубы

 

Туба имеет большие размеры. Её трубка вдвое длиннее трубки тенорового тромбона. Во время игры музыкант держит инструмент перед собой раструбом вверх. Расход воздуха на тубе огромен: иногда, особенно в forte в низком регистре, музыкант вынужден менять дыхание практически на каждом звуке, поэтому соло на этом инструменте обычно довольно коротки.

 

Имеет три или четыре вентиля (четвёртый выполняет функцию квартвентиля; на некоторых инструментах иногда для корректировки высоты звука применяется пятый вентиль, понижающий звуки на три четверти тона). Примерный диапазон тубы in B (конкретного и чётко обозначенного диапазона туба, как и все медные, не имеет) — от D1 (ре контроктавы) до f1 (фа первой октавы).

 

Тубы in B и in Es — нетранспонирующий инструмент, поэтому ноты для неё пишутся в басовом ключе соответственно действительному звучанию и со знаками в ключе. В западной традиции присутствует практика записи нот для туб некоторых строев с транспонированием, иногда даже в скрипичном ключе.

 

На сегодняшний день используется тубы четырёх строев: in B, in Es, in F и in C. Тубы двух последних строев почти не используются в России и Восточной Европе, и почти весь репертуар исполняется на тубе in B. На Западе это считается «варварством» — оставлять из семейства из 4 инструментов только один. Туба in Es считается непрофессиональной (или даже учебной) и в симфоническом оркестре почти не используется, но занимает важное место в духовых оркестрах.

 

Верхний регистр практически полностью играется на натуральных обертонах, звук немного похож на валторновый. Этот регистр представляет собой большую сложность в исполнении и требует полноценных ежедневных тренировок. Именно по качеству звучания «верхов» часто определяется уровень мастерства музыканта.

 

Техника игры на тубе

 

В симфоническом оркестре применяется, как правило, одна, реже две или три тубы. Туба обычно играет роль баса в группе медных инструментов. В партитуре партия тубы пишется ниже других инструментов этой группы, часто на одной строчке с партией третьего тромбона.

 

Благодаря механизму вентилей туба является достаточно технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной.

 

Стаккато на тубе звучит достаточно отчётливо, хотя и несколько грузно. Оно лучше получается в форте, чем в пиано.

 

На тубе применяются вентильные трели, кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.

 

Из-за довольно внушительного веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень или, иногда, и целую систему из них. Обычно игра на тубе стоя — вынужденная мера, вызванная тем, что оркестр играет в движении (на марше). В прочих ситуациях, когда оркестр играет стоя, не редки случаи, когда тубисты остаются сидеть: поскольку они обычно размещаются в самом дальнем ряду оркестра — это не портит внешний вид оркестра по фронту.

 

Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за «молчаливого протеста», что исполнителям приходится носить и без того нелёгкий инструмент, музыканты в своём большинстве бойкотирует использование сурдин.

 

Выдающиеся тубисты

 

Владислав Михайлович Блажевич ? также тромбонист
Владимир Иванович Зинченко
Пётр Владимирович Петров
Уильям Белл
Арнольд Джакобс
Владимир Игнатьевич Мачехо
Алексей Константинович Лебедев ? также композитор
Харви Филлипс
Роджер Бобо)
Джон Флетчер
Ховард Джонсон
Джеймс Гурлей
Вальтер Хильгер
Джон Саас
Фред Гейб
Джон Гриффитс

Труба

Труба (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet)духовой медный музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.


В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

 

Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

 

История, происхождение

 

Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.

 

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

 

На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы». С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в tutti для исполнения основных ступеней звукоряда.

 

Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями. Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

 

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

 

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.

 

Устройство трубы

 

Трубы делают из латуни или меди, реже — из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

 

По сути своей труба представляет длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму[2]. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт как длины самой трубки, так и степени расширения раструба — это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

 

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

 

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

 

Труба — правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

 

Разновидности трубы

 

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы — от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков.

 

Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

 

Среди других разновидностей трубы:

 

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназнающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

 

Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

 

Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе — Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

 

Техника игры на трубе

 

Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет диатонические и хроматические пассажи, простые и ломаные арпеджио и т. д. Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой, поэтому на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз в legato.

 

Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью.

 

На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей.

 

Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука или тембр. Сурдина для классической трубы — грушеобразная болванка из дерева, картона или пластика, вставляющаяся в раструб. Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, а forte звучит резко и гротескно. Джазовые трубачи используют самые разнообразные типы сурдин для создания всевозможных звуковых эффектов — рычания, кваканья и т. п.

 

Известные трубачи

 

Андре, Морис
Арбан, Жан-Батист
Брандт, Василий Георгиевич
Докшицер, Тимофей Александрович
Орвид, Георгий Антонович
Табаков, Михаил Иннокентьевич
Луи Армстронг
Диззи Гиллеспи
Майлз Дэвис
Хокан Харденбергер

Тромбон

Тромбон (итал. trombone — большая труба)духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.

 

Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон — нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеется добавочная крона, позволяющая понижать звуки на кварту и подключаемая с помощью квартвентиля.


Тромбон существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства — теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый — почти не используются.

 

Диапазон тромбона — от G1 (соль контроктавы) до f? (фа второй октавы) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1, то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

 

Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект — глиссандо — достигается скольжением кулисы. В симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

 

Основная сфера применения тромбона — симфонический оркестр, но он также используется в качестве солирующего инструмента, а также в духовом оркестре, джазе и других музыкальных жанрах, в частности, в Ска-панке, где занимает ведущее положение среди духовых.

 

История и происхождение тромбона

 

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд.

 

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

 

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

 

В XIX веке предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны, однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании. В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона).

 

Происходит развитие и укрепление позиций инструмента в оркестре, сольном и ансамблевом музицировании, появляются виртуозные сольные исполнители высокого класса. Композиторы создают для тромбона ряд сочинений, которые впоследствии становятся классикой репертуара — Романс Вебера, обнаруженный спустя много лет после смерти композитора, Концерт для тромбона с духовым оркестром Римского-Корсакова, Концертино Давида и другие. Во второй половине столетия формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов — Holton, Conn, King — в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois — в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.

 

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе, а также ска, фанке и других жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона.

 

Устройство тромбона


Составные части тромбона:

  1. крона общего строя (tuning slide);
  2. мундштук (mouthpiece);
  3. раструб (bell);
  4. клапан слива жидкости (water key);
  5. кулиса (main slide);
  6. вторая стойка кулисы (second slide brace);
  7. первая стойка кулисы (first slide brace);
  8. уплотнительное кольцо кулисы (slide lock ring).

Техника игры на тромбоне

 

Принцип звукоизвлечения

 

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.

 

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

 

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой — выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон — звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко.

 

Использование квартвентиля

 

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон.

 

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

 

Глиссандо

 

Глиссандо — приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

 

Выдающиеся тромбонисты

 

Фридрих Август Бельке
Владислав Михайлович Блажевич
Гленн Миллер

Серпент

Серпент (франц. serpent – змея) — старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме.

 

Устройство

 

Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей.

 

Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк. Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных духовых инструментов.


Звукоряд диатонический, диапазон свыше 2 октав; частично прикрывая отверстия, можно получить хроматический звукоряд.

 

Звучание серпента довольно сильное, грубое, интонационно неустойчивое.

 

Происхождение, история

 

Серпент появился в Италии в конце 16 века, был особенно известен во Франции, где использовался для усиления партий мужских голосов в церковном пении.

 

В 18 веке в усовершенствованном виде (с 3-4 клапанами) введён в оркестр. Сепрент входил в состав многих оркестров. Получил наибольшее распространение в военном оркестре.

 

В 19 веке вытеснен тромбоном и другими инструментами.

Саксгорны

Саксгорны — семейство медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку).



Саксгорны были сконструированы Адольфом Саксом во второй четверти XIX века.

 

Саксгорны образуют семейство, в которое входят:

  • альт;
  • тенор;
  • баритон;
  • бас;
  • и некоторые их разновидности, в том числе эуфониум.

Родственным саксгорнам инструментом является также туба.

Почтовый рожок


Почтовый рожок — цилиндрический духовой медный или латунный музыкальный инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона.

 

Происхождение, история

 

Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о своём прибытии в какую-либо местность для закупки скота. Перевозящие почту гонцы стали пользоваться рожком для подачи сигналов.

 

В XVI веке Турн-и-Таксисы получили привилегию использования почтового рожка для своих гонцов, перевозящих почту. Использование почтовых рожков другим лицам было запрещено почтовыми правилами Пруссии (1712) и в ряде других стран. В XVIII—XIX веках кое-где почтальоны использовали почтовую трубу.

 

Со временем почтовые рожки вышли из употребления, хотя, например, в Германии ещё перед Второй мировой войной почтовые рожки входили в комплект снаряжения почтальонов конной пассажирской почты.

 

В настоящее время почтовый рожок сохраняет своё значение в качестве распространённого международного символа почтовой связи, являясь атрибутом многих эмблем, гербов, логотипов организаций и ведомств, связанных с доставкой почты. Изображения одиночных и перекрещённых почтовых рожков можно увидеть на многих почтовых марках и других коллекционных материалах разных стран мира.

 

Моцарт, Малер и другие композиторы включали почтовый рожок в некоторые свои произведения для оркестра. В таких случаях на инструменте обычно играет валторнист оркестра. Примером применения почтового рожка в современной классической музыке служит известная играемая за кулисами сольная партия в Третьей симфонии Густава Малера. Однако из-за редкости этого инструмента написанная для него музыка обычно исполняется на трубе или на флюгельгорне.

Корнет

Корнет (итал. cornetto — рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons — рожок с пистонами)духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами.

 

Устройство, применение

 

Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы — от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы). Применяется в строях си-бемоль (in B) и ля (in A), ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора (в зависимости от строя) выше действительного звучания.

 

Корнет — обычный участник духового оркестра, где исполняет мелодический голос. Использовался на ранних этапах становления джаза, однако впоследствии уступил место трубе.

 

В настоящее время корнет помимо духового оркестра используется как учебный инструмент и изредка в качестве солиста.

 

Происхождение, история

 

Корнет произошёл от почтового рожка. Был сконструирован во Франции около 1830 года.

 

В XIX веке корнеты часто вводились в оркестр наряду с трубами. Несмотря на то, что трубы уже были хроматическими инструментами, композиторы редко доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что корнет обладает большими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба. Корнеты использовались в оркестровых сочинениях Берлиоза (симфония «Гарольд в Италии»), Бизе (музыка к драме «Арлезианка»), Чайковского (Итальянское каприччио, «Франческа да Римини»). Один из самых знаменитых сольных номеров корнета — Неаполитанский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро».

 

Во второй половине XIX века корнет пользовался большой популярностью. В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории, основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан Батист Арбан.

 

В ХХ веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

Карнай

Карнай — узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения относящийся к медным. Широко распространён в Иране, Такджикистане и Узбекистане.

 

Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. По регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов. Инструмент обладает мощным и сильным звуком. В наши дни карнаи звучат на народных праздниках или свадьбах.

Горн

Горн (от нем. horn — рог)духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов.

 

Устройство

 

Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра. Именно по этой причине в оркестрах горн не употребляется, но успешно применяется в армии как сигнальный инструмент. В советские времена горн, как и малый барабан, были незаменимыми атрибутами пионерских отрядов и дружин.

 

Происхождение, история

 

Горн произошёл от древних музыкальных и сигнальных инструментов, сделанных из рогов животных (отсюда название). Первые горны использовались в качестве охотничьих рогов. Они были изогнуты кольцом (обычно таких колец было два, но бывали и горны с одним или тремя кольцами), что делало их похожими на валторну, и использовались для связи между охотниками, а также в каретах (здесь горны служили прообразом автомобильных гудков).

 

Первым горном, используемым в армии (это было в 1758 году в Ганновере), стал «Halbmondblaser» («трубач полумесяца»). Своё название этот горн получил благодаря U-образной форме. Также «Halbmondblaser» обладал специальным ремнём, который крепился к мундштуку и перекидывался через плечо горниста. В 1764 году горн был завезён в Англию, где получил широкое распространение среди пехоты. Кавалерийскими полками горн никогда не использовался — его заменяла труба.

 

Разновидности

 

В 19 веке было создано множество различных вариаций, таких как горн с клапанами или горн с клавишами.

 

Клавишный горн был изобретен в Англии в начале 19 века. Такой вид горна был весьма популярен вплоть до пятидесятых годов 19 века и вышел из широкого употребления после изобретения корнета.

 

Корнет также иногда ошибочно принимают за разновидность горна с клапанами, но это не так.

Геликон

Геликон (от греч. helix — витой, изогнутый) — самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент.

 

Геликон применяется только в военных оркестрах. Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади — изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными. В симфонических оркестрах геликон не используется, так как его заменяет туба (звучание этих инструментов одинаково).

 

Геликон пользуется популярностью в центральной и восточной Европе.

Валторна


Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor)духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.

 

Происхождение

 

Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом.

 

Устройство, характеристики

 

В настоящее время валторна применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль).

 

Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до f2 (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду.

 

Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания без ключевых знаков.

 

Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем.

 

Суммарная длина трубок валторны составляет около 3.5 м.

 

На одном только мундштуке можно сыграть гамму.

 

Техника игры на валторне

 

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

 

Известные валторнисты


Бауманн, Герман
Брейн, Деннис
Буяновский, Виталий Михайлович
Буяновский, Михаил Николаевич
Дамм, Петер
Дёмин, Анатолий Сергеевич
Лейтгеб, Йозеф Игнац
Полех, Валерий Владимирович
Тамм, Ян
Усов, Антон Иванович

Альт (альтгорн)



Альт (альтгорн)духовой медный музыкальный инструмент из семейства саксгорнов.

Из-за достаточно тусклого и невыразительного звука сфера применения альта ограничивается духовыми оркестрами, где он исполняет, как правило, средние голоса.

Диапазон альта — от A до b1 (ля большой октавы — си-бемоль первой).