В рамках проведения независимой оценки качества образовательной деятельности

в период с 19 сентября по 9 октября 2017 года

проводится онлайн-анкетирование участников образовательного процесса.

Принять участие в анкетировании можно по ссылке:

Независимая оценка качества образования.

 

Музыкальные инструменты

Челеста


Челеста (целеста) (от итал. celeste — небесный) — небольшой клавишный ударный музыкальный инструмент, похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков.

 

Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами. Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укрепленным на деревянных резонаторах.

 

Челеста имеет диапазон в четыре октавы начиная от до первой октавы.

 

Инструмент появился в 1788 году, в 1886 году был запатентован французским мастером О.Мюстелем.

 

Пётр Чайковский услышал челесту в Париже и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел этот инструмент в 1892 в балет «Щелкунчик» («Танец феи Драже»). С тех пор челеста часто используется в симфоническом оркестре.

Фортепиано


Фортепиано (рояль)

Фортепианоклавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».

 

История, происхождение

 

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).

 

Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори около 1709 года, в его конструкции молоточки находились под струнами. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда современное название. Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716 год) и Шрётером в Германии (1717—1721 годы).

 

Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали.

 

В России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 годах.

 

Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики.

 

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

 

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

 

Устройство современного фортепиано

 

Фортепианная механика

 

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего.

 

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами.

 

При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

 

Педали Фортепиано

 

В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

 

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.

 

Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.

 

Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили.

 

В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

 

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже.

 

В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

 

Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн.

 

Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

Спинет

Спинет — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.

 

Самые ранние сохранившиеся спинеты происходят из Италии и относятся к началу XVII века. Среди них немало инструментов 5- или 6- угольной формы (с клавиатурой на самой длинной стороне).

 

В Италии были изобретены и крыловидные спинеты того типа, который пользовался особой популярностью в Англии, вытеснив к концу XVII века прямоугольный вёрджинел в качестве самого распространенного инструмента для домашнего музицирования.

Рояль

Рояль (фр. royal — кopoлевский)клавишный струнный музыкальный инструмент.



Рояль состоит из корпуса (ящика), в котором над резонансной декой натянуты металлические струны, звучащие при ударе молоточками, приводимыми в движение клавишами. Посредством трех педалей можно усиливать (правая) или ослаблять (левая) звук (следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы). А средняя дает красочности шедевру.

 

По разнообразию и красоте звука и способности передачи тончайших намерений и индивидуальности исполнителя — рояль один из наиболее совершенных музыкальных инструментов. Фортепианная музыкальная литература колоссальна.

 

Наиболее известные производители роялей — Стейнвей (Steinway & Sons), Бехштейн (Bechstein), Ямаха, Бёзендорфер и Кавай.

 

Устройство

 

Футор — основной опорный узел фортепиано, наряду с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. Массивная деревянная рама футора служит основой для крепления деталей и узлов корпуса.

 

Чугунная рама фортепиано — это цельная чугунная отливка сложного решетчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн. В передней части рама имеет порожки или особые винты аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки, или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями.

 

Аграф — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора.

 

Форбаум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающий спереди чугунную раму и вирбельбанк.

 

Вирбельбанк — многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели, и происходит расстройка фортепиано).

 

Фусклец — опорный брус для крепления ножки рояля.

 

Каподастр — металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн.

 

Панцирь — сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2.5 тонн), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка.

 

Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы — беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклееный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. Нетрудно подметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны.

 

Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было-её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца.

 

Штульрама — массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепьяно.

 

Шпрейц — брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн.

 

Струнный штапик — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн.

 

Раньше вместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.

 

Классификация роялей

 

По длине корпуса рояли подразделяются на:

  • большие концертные длиной свыше 2,7 м;
  • малые концертные длиной 2,4—2,5 м;
  • салонные длиной 2,1—2,3 м;
  • большие кабинетные длиной 1,7—1,9 м;
  • малые кабинетные длиной 1,5—1,7 м;
  • миниатюрные (миньоны) длиной до 1,5 м.

Подготовленное (препарированное) фортепиано

Подготовленное (препарированное) фортепианоклавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук.



Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах — например, препарированная гитара.

 

Изобретателем препарированного фортепиано и человеком, который утвердил этот термин в музыкальном мире, стал Джон Кейдж. В качестве своих предшественников он называл Генри Коуэлла и Эрика Сати; последний ещё в 1913 году исполнял на препарированном фортепиано свои «шесть крошечных танцев» к пьесе собственного сочинения «Ловушка Медуза» («Le Piege de Meduse»).

 

Подготовленное фортепиано нашло своё применение и в рок-музыке — так, оно звучит в песне The Velvet Underground «All Tomorrow’s Parties» (на нём играет Джон Кейл) и на первом треке альбома Дэвида Боуи «Lodger» (куда его добавил Брайан Ино).

Пианино

Пианино (итал. pianino — маленькое фортепиано)клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль.


Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него пианино также сконструировал австриец М. Мюллер — чуть позже, в январе 1801 года. Но современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).

 

Теперь пианино всё больше вытесняется цифровыми (электронными) пианино и синтезаторами, ввиду большей универсальности и лучшей эргономичности последних.

 

Наиболее распространённые кабинетные пианино имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту около 1250—1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цокольный пол — это узел итовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с бачкой и ножкой пианино, называется консоль.

Педальное фортепиано

Педальное фортепианоклавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, снабжённая ножной клавиатурой по аналогии с органом.


Известно, что на педальном фортепиано играл Моцарт. Произведения для этого инструмента были написаны Робертом Шуманом (наиболее известны «Шесть этюдов в форме канонов», нем. Sechs Stucke in canonischer Form, op.56) и Шарлем Валантеном Альканом.

 

В XX веке педальное фортепиано вышло из употребления и было практически забыто как концертный инструмент (оставаясь, впрочем, репетиционным инструментом органистов), а репертуар для педального фортепиано стал считаться органным.

 

В 2001 году итальянский производитель фортепиано фирма Borgato приступила к изготовлению новой, усовершенствованной разновидности педального фортепиано — по сути дела, двойное фортепиано, в котором 37-клавишная ножная клавиатура управляет звукоизвлечением из отдельного комплекта струн. Первым исполнителем на новом инструменте и его пропагандистом стал французский органист и пианист Жан Гийю.

Орган Хаммонда

Орган Хаммонда — электромеханический клавишный музыкальный инструмент, представляющий собой электрический орган.


Современные технологии цифровой обработки сигналов и сэмплирования позволяют достаточно точно воспроизвести оригинальный звук инструментов Хаммонда. Существует также ряд электронных органов и синтезаторов, качественно эмулирующих «Хаммонд орган».

 

Тем не менее, исполнители ценят оригинальные электромеханические инструменты Хаммонда за особое впечатление и ощущение от игры. «Хаммонд органы» и сегодня пользуются огромным спросом у музыкантов.

 

Происхождение, история

 

Орган Хаммонда был спроектирован и построен Лоренсом Хаммондом в апреле 1935 года.

 

Изначально оргaны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива трубочным оргaнам, но инструмент часто использовался в блюзе и джазе, а кроме того в рок-н-ролле (1960-е и 1970-е) и госпеле.

 

Широкую популярность оргaн Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны, а также и в послевоенные годы.

 

Устройство

 

Для имитации звуков трубочного органа, имеющего ряды трубок во множестве регистров, в «Хаммонд органе» был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда. Это технологическое решение напоминает ранние модели «Телгармониума» Фаддея Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался механическим фоническим колесом, вращавшимся под электромагнитным звукоснимателем. Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле, орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как звук в оригинальных инструментах генерируется не электронным осциллятором, а механическим фоническим колесом.

 

Характерной чертой органов Хаммонда были небольшие рычажки, с помощью которых можно было различным образом микшировать разные формы сигнала. Более поздние модели инструментов имели также и электромеханическое вибрато. Характерный «щелчок», который изначально был скорее недостатком конструкции, быстро стал частью фирменного звука «Хаммонд органа». Эта особенность учитывается при создании современных копий оригинальных инструментов. При этом точная имитация звука «Хаммонд органа» на основе электронных схем достаточно сложна, так как таким образом лишь с трудом удаётся точно воспроизвести изменения фазового соотношения между фоническими колёсами.

 

Динамики Лесли широко использовались в «Хаммонд органах», хотя изначально фирма «Leslie» была серьёзным конкурентом Хаммонда. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «рычащий» звук.

 

Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной моделью, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:

  • модели с пультом, такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала;
  • небольшие модели, такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.

У большинства «Хаммонд органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента.

 

Следует заметить, что не все «Хаммонд органы» имели описанную выше конструкцию. Конструкция с рычажками и фоническими колёсами считается оригинальной. Фирма «Хаммонд» выпускала также и некоторые более дешёвые модели на основе электронных схем, такие как, к примеру, модель J100. Всё же, у этих моделей нет оригинального и характерного звука «Хаммонд органов».

Орган

Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

 

Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.

 

По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви.

 

Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом.

 

Советские реактивные системы залпового огня БМ-13 солдаты Третьего рейха называли «орган Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.

 

История органа

 

Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 – 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.

 

Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.

 

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.

 

Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.

 

В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.

 

Устройство органа

 

Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок; например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок. В органе бывают трубы и трубки следующих величин: в 1 фут ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фута — ноты звучат двумя октавами выше писанных, в 4 фута — ноты звучат октавой выше писанных, в 8 футов — ноты звучат как пишутся, в 16 футов — ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фута — ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Закрытие трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.

 

Клавиатур в органе бывает от 1 до 7 (обычно 2—4); называются они мануалами. Хотя каждая клавиатура органа имеет объём в 4—5 октав, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объём большого органа имеет 9,5 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром.

 

Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра. Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. (Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.) Регистров в органах бывает от 2 до 300 (чаще всего встречается от 8 до 60).

 

Все регистры распадаются на две категории:

  • Регистры с трубами без язычков (лабиальные регистры). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (микстуры), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков.
  • Регистры, у которых трубы с язычками (язычковые регистры). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой называется plеin jeu.

Клавиатуры или мануалы расположены в органах террасой, один над другой. Кроме них, существует ещё педальная клавиатура (от 5 до 32 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одном нотном стане. На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком). Орган без педали называется позитив, маленький переносный орган — портатив.

 

Мануалы в органах имеют названия, которые зависят от расположения труб в органе.

  • Главный мануал (имеющий самые громкие регистры) — в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр. Grand orgue, Grand clavier) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на втором ряду;
  • Второй по значимости и громкости мануал в немецкой традиции называется Oberwerk (более громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) (фр. Рositif), если трубы этого мануала расположены НАД трубами Hauptwerk, либо Ruckpositiv, если трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа и установлены за спиной органиста; клавиши Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются уровнем выше клавиш Hauptwerk, а клавиши Ruckpositiv – уровнем ниже клавиш Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
  • Мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи в немецкой традиции называются Schwellwerk (фр. Recit (expressif). Schwellwerk может быть расположен как в самой верхней части органа (более распространенный вариант), так и на одном уровне с Hauptwerk. Клавиши Schwellwerka располагаются на игровом пульте на более высоком уровне, чем Hauptwerk, Oberwerk, Positiv, Ruckpositiv.
  • Существующие разновидности мануалов: Hinterwerk (трубы расположены в задней части органа), Brustwerk (трубы расположены прямо над местом органиста), Solowerk (сольные регистры, очень громкие трубы, расположенные отдельной группой), Choir и т.д.

Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат следующие устройства:

 

Копула — механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, при чём выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Копула даёт возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого.

 

4 подножки над клавиатурой педалей (Pеdale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров.

 

Жалюзи — прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих всё помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит усиление или ослабление звучания. Дверцы приводятся в движение подножкой (швеллером).

 

Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю.

 

Орган нередко соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.

 

Также существуют электрические (электронные) органы, например, Hammond.

 

Композиторы, сочинявшие органную музыку

 

Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Адам Рейнкен
Иоганн Пахельбель
Дитрих Букстехуде
Джироламо Фрескобальди
Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель
Зигфрид Карг-Элерт
Генри Пёрселл
Макс Регер
Винцент Любек
Иоганн Людвиг Кребс
Матиас Векман
Доминико Циполи
Сезар Франк

Меллотрон

Меллотрон (от англ. melody и electronics) — полифонический электромеханический клавишный музыкальный инструмент.

 

Меллотрон разработан в начале 60-х годов XX века в Англии на основе Чемберлина. Является предшественником цифровых сэмплеров.

 

Звук генерируется посредством воспроизведения магнитофонных лент, по одной на каждую клавишу.

 

Меллотрон получил широкое распространение в рок-музыке в 60-70-е годы, позже был вытеснен цифровыми сэмплерами, и его производство было прекращено. В 90-х годах интерес рок-музыкантов к нему возродился, и были выпущены несколько новых моделей.

 

Устройство

 

Каждая клавиша меллотрона соединена со своим собственным лентопротяжным механизмом, через каждый из которых пропущена магнитная лента с записью соответствующей ноты. При нажатии на клавишу начинается воспроизведение соответствующей ленты. При отжатии клавиши лента перематывается на начало простым пружинным механизмом. Время звучания каждой ленты — около восьми секунд. Благодаря этому возникла уникальная для меллотрона техника игры (crawling spider technique), при которой для продления звучания аккорда постоянно меняется обращение этого аккорда.

 

Ленты меллотрона имеют по три-четыре дорожки, между которыми можно переключаться, передвигая считывающую головку поперек ленты. Также они могут иметь несколько банков звуков, записанных вдоль ленты друг за другом, между ними также можно переключаться при помощи селектора на передней панели.

 

Меллотрон известен как очень капризный и ненадежный инструмент. Это и его немалый вес способствовали его вытеснению в 80-е годы более надежными и портативными синтезаторами и сэмплерами.

 

Меллотрон нуждается в регулярной чистке головок и прижимных роликов, регулировке положения головок и их размагничивании, а также в уходе за возвратными пружинами, обеспечивающими перемотку лент на начало после отжатия клавиш. Владельцам меллотронов приходится либо платить немалые деньги за регулярное обслуживание своих инструментов либо обучаться этому самим. Однако, легкая расстроенность играет немаловажную роль в формировании «фирменного» звучания меллотрона.

 

История, происхождение

 

Конструкция чемберлина имела ряд недостатков, среди которых недостаточно прочная и надежная конструкция и неоткалиброванность его семидесяти магнитофонных головок, в результате чего соседние клавиши могли значительно различаться по характеру звучания. Кроме того, Гарри Чемберлин просто не справлялся с выполнением всех заказов.

 

В поисках изготовителя семидесяти одинаковых магнитофонных головок служащий Чемберлина Билл Франсен обратился к британской фирме Bradmatic, Ltd., принадлежавшей трем братьям Брэдли — Лесу, Франку и Норману. Он продемонстрировал им чемберлин, и в результате этого сотрудничества инструмент был существенно доработан.

 

Новый инструмент получил название Mellotron, была образована новая фирма Mellotronics, занимавшаяся продажей инструментов и записью лент для них. Bradmatic занимались изготовлением меллотронов и переводом записей с четвертьдюймовых лент в специфический для меллотрона 3/8-дюймовый формат.

 

Изначально меллотроны выпускались без ведома и согласия на то Чемберлина, и только 1966 г. Франсен и Брэдли купили у него права на технологию производства инструмента за 30 000 фунтов стерлингов. Также у Чемберлина для использования в меллотронах были приобретены некоторые наборы лент.

 

С 1972 года меллотроны продавались в США компанией Dallas Arbiter (позже сменившей название на Dallas Music Industries). В 1977 Dallas Music Industries обанкротились, что привело к закрытию Mellotronics и невозможности для Streetly Electronics (фирмы, в которую была преобразована Bradmatic) использовать название «Меллотрон», права на которое перешли Биллу Эбердайну из DMI и его новой компании Sound Sales. В результате Streetly выпускали свои инструменты под именем Novatron, но в США они продавались Sound Sales под прежним именем Mellotron.

 

Меллотрон выгодно отличался от ранних синтезаторов своей многоголосностью (производились даже ленты для меллотрона с записями тогдашних одноголосных синтезаторов), а часто и сравнительно большей надежностью. Первые цифровые сэмплеры тоже проигрывали меллотрону из-за очень малого объема памяти. Однако в 80-х годах с распространением более совершенных сэмплеров и полифонических синтезаторов интерес к меллотрону угас, и его производство прекратилось.

 

В 90-е годы звуки меллотрона снова вошли в моду, когда его стали использовать такие исполнители, как Marillion, The Smashing Pumpkins, Oasis, Tori Amos, Spock’s Beard, Lenny Kravitz, The Flower Kings, Nine Inch Nails, Muse, Pearl Jam, Red Hot Chili Peppers, Faith No More, Radiohead, Porcupine Tree, Opeth. Было возобновлено производство меллотронов, а также отреставрировано много старых инструментов.

 

Фирма Mellotron Archives при участии Майка Пиндера из The Moody Blues выпустила компакт-диск с библиотекой сэмплов меллотрона и чемберлина для сэмплеров Akai. Также фирма G-Media Music выпустила VST-инструмент M-Tron с коллекцией сэмплов на трех компакт-дисках. Это сделало использование звуков меллотрона в новых записях еще доступнее и, кроме того, многие музыканты предпочитают использовать сэмплы вместо того, чтобы возить с собой громоздкий и хрупкий инструмент.

Клавитара


Клавитара (от клавишные + гитара, калька с английского keytar)клавишный электронный музыкальный инструмент, синтезатор или MIDI-клавиатура гитарного типа. В просторечии — «расчёска».

 

Клавитары пользовались большой популярностью в 80-х годах на отечественной и зарубежной поп-сцене.

 

Одним из плюсов клавитары является возможность вешать клавиатуру на ремень через плечо как гитару, что дает возможность свободного перемещения по сцене. Из минусов можно назвать малое количество октав — максимум 3,5 (например, Roland AX-7). Но, как правило, игра на «расчёске» представляет собой ведение соло одной рукой, поэтому размер вполне обусловлен задачами.

 

Клавитары широко использовались советскими ВИА, западными диско-группами, исполнителями ранней электронной музыки. В настоящее время часто используются группами, играющими мелодичный металл.

 

Исполнители, использующие клавитару

 

Agathodaimon
Alestorm
DragonForce
Dream Theater
Europe
Жан-Мишель Жарр
Modern Talking
Rammstein
Royal Hunt
Sonata Arctica
Space
Status quo
Земляне
Херби Хэнкок

Клавикорд

Клавикорд (от лат. clavis – ключ) — небольшой старинный клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент один из предшественников фортепиано.

 

Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангенотов. Диапазон клавикорда менялся со временем. Так, изначально, он составлял 2 с половиной октавы, с середины XVI века — увеличился до 4-х, а в дальнейшем равнялся уже 5 октавам.

 

Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов. Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в 17-18 веках, после чего, с приходом в мир фортепиано, постепенно сошла с мировых сцен.

 

Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен (хотя во времена последнего в моду всё стремительней входило фортепиано, инструмент, который Бетховену очень нравился).

Клавесин


Клавесинклавишный струнный музыкальный инструмент.

 

Музыкант, исполняющий музыкальные произведения как на клавесине, так и на его разновидностях называется клавесинистом.

 

Происхождение

 

Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение – на алтаре в Миндене (1425 год). Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Около 1810 года практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX-XX веках.

 

Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция.

 

Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук – более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов.

 

Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рукерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламадских и нидерландских моделей.

 

Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рукерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.

 

Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе инструменты с 2` и 16` регистрами, а так же с 3 мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й.Д.Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века.

 

Во 2-й половине XVIII века клавесин стал вытесняться фортепиано. Около 1809 фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Инициатором возрождения инструмента стал А.Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 в Лондоне и вкоре открыл мастерские в Бостоне, Париже, Хейслмире.

 

Выпуск клавесинов наладили так же парижские фирмы Плейель и Эрар. Плейель начала производить модель клавесина с металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны; на инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дайд (Dowd) первыми начали копировать старинные клавесины.

 

Устройство

 

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам.

 

На конце каждой клавиши стоит толкачик (или прыгун). На верхнем конце толкачика лангетта в которой закреплен плектр (язычок) из пера (на многих современных инструментах – из пластмассы), чуть выше плектра – демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться на место под струну без повтороного защипывания струны. Вибрация струны заглушается демпфером.

 

Для регистровки, т.е. изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы (в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали); в XVI веке он расширился до 4 октав (C – c«`), в XVIII веке до 5 октав (F` – f«`).

 

Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет 2 мануала (клавиатуры), 2 набора струн 8` и один набор струн 4`(звучащих октавой выше), которые могут использоваться по отдельности или совместно, а так же механизм копуляции мануалов. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х. У большинства инструментов есть т.н. лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны с помощью специального механизма немного приглушаются кочками кожи или войлока).

 

Композиторы, сочинявшие клавесинную музыку

 
Франсуа Куперен Великий
Луи Куперен
Луи Маршан
Жан-Филипп Рамо
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Пахельбель
Дитрих Букстехуде
Джироламо Фрескобальди
Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель
Уильям Бёрд
Генри Пёрселл
Иоганн Адам Рейнеке
Доминико Скарлатти
Алессандро Скарлатти
Матиас Векман
Доминико Циполи

Вёрджинел


Вёрджинел (вирджинал) (virgin — дева, барышня) — небольшой столообразный клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина с одним набором струн и одним мануалом (клавиатурой), в отличие от мюзелара сдвинутым влево от центра.

 

Термин «Вёрджинел» впервые встречается в трактате 3-й четверти XV века, где инструмент описывается как «имеющий прямоугольную форму, как у клавикорда, и металлические струны, звучащие подобно клавесинным». Само название, по-видимому, связано с тем, что инструмент был особенно популярен среди женщин — любительниц музыки.

 

В Англии до XVII веке этим термином называли вообще любые плекторные инструменты, но в общепринятом понимании — это инструмент со струнами идущими горизонтально перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).

 

В Англии XVI—XVII веках процветала школа «вёрджинелистов», крупнейшие представители которой — Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Джилс Фарнаби.

 

В XVIII веке вёрджинел был известен и в Германии.

MIDI-клавиатура

MIDI-клавиатураклавишный электронный музыкальный инструмент, наиболее распространённый вид MIDI-контроллера.

 

MIDI-клавиатура представляет собой электронную клавиатуру фортепиано с опциональными дополнительными органами управления — в частности кнопками и фейдерами, на которые пользователь может назначить, например, различные параметры виртуальных синтезаторов.

 

MIDI-клавиатуры могут иметь различное количество клавиш и другие особенности. Важными характеристиками MIDI-клавиатур являются возможность определения силы нажатия на клавишу и реализация механизма клавиш, обеспечивающего обратную тактильную связь.

 

MIDI-клавиатуры также могут иметь различное исполнение — традиционное, с установкой на стойку или другую горизонтальную поверхность, или носимое на ремне для игры стоя. Носимая клавиатура может иметь исполнение в виде аккордеона или в виде традиционной клавиатуры с дополнительной ручкой, напоминающей короткий гитарный гриф, с размещённым на ней контроллером слайда — такое исполнение называется клавитара (аналог англоязычного термина keytar, составленного из слов keyboard и guitar — клавиатура и гитара).