В рамках проведения независимой оценки качества образовательной деятельности

в период с 19 сентября по 9 октября 2017 года

проводится онлайн-анкетирование участников образовательного процесса.

Принять участие в анкетировании можно по ссылке:

Независимая оценка качества образования.

 

Музыкальные инструменты

Эрху

Эрху — старинный китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, необычная двуструнная скрипка с металлическими струнами.


Во время игры на эрху музыкант натягивает тетиву смычка пальцами правой руки. Сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.

 

Смычок, навечно связанный со струнами, довольно трудно канифолить, но китайские музыканты нашли выход — на верхнюю часть деревянного цилиндрического резонатора капают расплавленную канифоль, о которую (когда она застынет) канифолят смычок.

 

Цилиндрический резонатор снабжен мембраной из кожи змеи.

 

При игре пальцами левой руки используется поперечное вибрато, когда струна как-будто бы продавливается вниз – чему способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны.

Шичепшин (шикапшина)

Шичепшин (шикапшина) — адыгейский народный струнный смычковый музыкальный инструмент.

 

Звучание у шикапшины приглушённое.

 

Название инструмента происходит от двух адыгейских (черкесских) слов: шиче – конский хвост и пшин – музыкальный инструмент.

 

Шичепшин известен на Северном Кавказе у адыгов (черкесов) ешё с давних времён.

 

До конца 18 века деку шичепшина делали из бараньей кожи. Верхнего порожка не было, вместо него струны перетягивались ремешком, передвигая который меняли мензуру.

 

Устройство

 

Корпус (ширина 80-170 мм), шейка (длина 140-250 мм) и круглая головка изготовляются из одного куска дерева. Как правило, для изготовления шичепшина используют ясень, ольху, грушу, липу или клён.

 

Корпус у инструмента обязательно должен быть долблёный. Форма корпуса может быть различной: существуют веретенообразные, кинжалообразные, лодкообразные, овальные, трапецевидные шичепшины.

 

Общая длина шичепшина — 650-770 мм.

 

Верхняя дека состоит из тонкой доски снабжена резонаторными отверстиями в форме скобок, точек, сердечка и т.п.

 

2-3 струны из скрученного пучка волос из конского хвоста проходят через деревянную подставку, внизу привязываются к кожаным струнодержателям, продетым через оверстия в нижней части корпуса, вверху прикрепляются к вертикальным колкам, вставленным в головку. На шейке струны перехватываются кожаной петлёй, перемещение которой вдоль шейки изменяет высоту звучания.

 

Струны настраиваются обычно в квинту, реже в кварту, диапазон звучания — до двух октав.

Чаган

Чаганструнный смычковый музыкальный инструмент, популярный в Азербайджане вплоть до конца XIX века.

 

Сведения о чагане имеются в произведениях Гатрана Тебризи, Имадеддина Насими, Сеид Азима Ширвани и многих других поэтов-классиков.


Русский художник Г.Гагарин, побывавший в первой половине XIX века в Азербайджане, в своей картине «Шемахинские танцовщицы» среди прочих инструментов изобразил также чаган.

 

Реконструированный образец чагана был представлен на научном симпозиуме в Эдинбурге (Шотландия, 2000), посвящённом истории струнных смычковых инструментов, где произвёл большое впечатление на участников симпозиума.

 

Устройство

 

Чаган состоит из грушевидного корпуса, шейки и головки.

 

Продолговатый корпус чагана изготавливается из ореха, сандала и бука методом сборки и состоит из 9 частей. Корпус и шейку инструмента соединяет длинный железный штырь, идущий от нижней части корпуса и играющий роль стержня.

 

Верхняя дека корпуса изготавливается из сосны и имеет в толщину 5 мм, на ней просверливаются резонаторные отверстия.

 

Во время игры инструмент держат в вертикальном положении, и штырь упирается в пол. Звук извлекают при помощи смычка, который держат в правой руке.

 

Общая длина инструмента — 820 мм, длина корпуса — 420 мм, ширина — 220 мм, высота — 140 мм.

 

Диапазон звучания чагана — от фа диез большой октавы до фа диез второй октавы.

Хардингфеле или хардангерфеле

Хардингфеле или хардангерфеле (нор. hardingfele, hardangerfele)струнный смычковый музыкальный инструмент. В переводе с норвежского хардингфеле означает «скрипка из Хардангера» (одного из районов Западного побережья Норвегии).



Происхождение хардингфеле не вполне понятно. Некоторые исследователи полагают, что он является модификацией обычной скрипки, другие связывают его родство со средневековыми струнными инструментами.

 

Самым старым сохранившимся экземпляром хардингфеле считается «Скрипка Ястада«, изготовленная в 1651 году Уле Юнсеном Ястадом. К середине 1700-ых годов скрипка хардангер стала преобладающим народным инструментом в большой части южных, центральных, и западных побережий Норвегии.

 

Устройство

 

Хардингфеле имеет 8 либо 9 струн, из них 4 игровые, остальные резонирующие, проходящие через подставку и под грифом. Подставка более плотная и расположена несколько выше, чем у обычной скрипки, что удобно для двойного движения смычка.

 

Традиционная хардингфеле меньше обычной скрипки и звучит громче. Деки у хардингфеле более выпуклые, более широкий и короткий гриф. Новые хардингфеле по размеру больше старых, форма их корпуса схожа с обычной скрипкой.

 

Хардингфеле часто украшены перламутровой инкрустацией на грифе, корпус расписан узорами.

 

Несмотря на то, что большинство мелодий исполняется в обычном строе — a-d1-a1-e2, в Норвегии насчитывается около 40 различных способов настройки, зависящих от характера музыки, а так же от местных особенностей определенных областей. Нижние резонирующие струны строятся по звукам d1-e1-fis1-a1.

 

В зависимости от строя хардингфеле наигрыши исполнялись в Ре мажоре, Соль мажоре и Ля мажоре (в последнем случае игра называлась «в стиле троллей»).

 

От обычного скрипичного строя строй хардингфеле отличается тем, что басовая струна звучит на большую секунду выше. Хотя хардингфеле можно настраивать и как обычную скрипку.

 

Долгий период тяжких поприщ и суеверий

 

На протяжении почти двух веков XVIII и XIX скрипка хардангер считалась дьявольским инструментом. Лютеранской церковью были организованы ее массовые поджоги. По некоторым сведениям подобные поджоги продолжались в графстве Телемарк даже в 1950-ых годах. Музыкантов играющих на хардангерфеле не пускали в церковь, их считали посланцами дьявола, а их творчество было окутано мрачными легендами и мифами.

 

Особенно туго приходилось музыкантам в XIX веке, когда движение Пробуждения достигло особо сильного влияния. Пиетизм1 категорически решил, что скрипичная игра — это смертный грех и музыканты после смерти, обречены гореть в огне и сере. Симбиоз религиозной фантастики и старого суеверия вызвал появление «нечистого» в визуальной форме: сатану узнавали в большой черной собаке, появлявшейся в праздничном зале, когда музыканта охватывало вдохновение. А если в это время заглянуть под его руку, то можно было увидеть малых чертят в вихре танца.

 

Для странствующих проповедников Пробуждения музыкант был правой рукой дьявола. Часто от них можно было услышать осуждающие фразы: «Здесь кругом, должно быть, сплошь безбожный народ, — в Хэггшёне, куда я пришел, скрипки висели на стенах во всех избах». «Скрипка — дьявол, висящий на стене». «Когда играют на скрипке, дьявол танцует на крыше» и т. д. Проповедники знали свое дело: люди разбивали инструменты, сжигали их, делали из них кормушки для кур или игрушки для детей.

 

Существовали легенды о дьяволе, играющем на хардангерфеле. Согласно одной из них, дьявол пробравшись в праздную деревню стал играть старинный норвежский танец (слот) Fanitullen.

 

«И играл он так замечательно, что все слышавшие музыку танцевали до тех пор, пока не умирали от истощения. А после этого их тела продолжали ужасную пляску пока черепа, отвалившись от костей, не скатывались по склонам холмов.»

 

Существуют мнения, что главная тема из фортепианного концерта Эдварда Грига, вдохновлена одной из версий мелодии Fanitullen, играемой скрипачом из долины Халлингдал.

 

Некоторое представление об отношении к сельским музыкантам того времени может дать рассказ статс-музыканта Хенрика Мейера, который он послал Маттезону в 1740 году:

 

Это произошло в 1695 году в Бергене. Я уже три месяца обучался музыке. Мы репетировали предпраздничную рождественскую службу. По субботам обычно приезжал крестьянин, который привозил молоко и масло моему учителю Паулю Крёплину. Пока крестьянин ожидал плату за свой товар, он следил за нашей репетицией.

 

Шутя учитель сказал ему, что вместо денег платой для него будет наше Пение, которого он достаточно наслушался. Крестьянин ответил на это, что перед рождеством у его усадьбы можно послушать нечто более интересное. Все посмеялись над крестьянином, а мой учитель, кантор и органист, больше всех. Тогда крестьянин предложил господам прийти сегодня же вечером (а это был предрождественский вечер) и убедиться в его правоте. Когда крестьянин ушел и закончилось музицирование, все принялись возбужденно обсуждать услышанное. В конце концов мы решили пойти на то место.

 

Когда время подошло к полуночи, появился крестьянин и пригласил следовать за ним в горы. Я должен был нести бутыль вина. Было очень холодно. После того как мы провели в горах около четверти часа, кантор, органист и мой учитель стали проявлять нетерпение и спросили крестьянина, как долго надо будет еще ждать. Крестьянин попросил набраться терпения, и вот в горах начали раздаваться звуки…

 

Вначале прозвучал аккорд, затем одни звук, после чего заиграл орган и полилась музыка. Пели голоса в сопровождении цинков, контрабасов, скрипки и других инструментов, но никого не было видно. Органист, удивленный игрой невидимых исполнителей и подземных виртуозов, проговорил: „Если вы от бога, покажитесь, если от дьявола, замолчите». Моментально стало тихо. С органистом случился обморок, его отнесли в дом крестьянина, положили в кровать, хорошо укрыли, и только на следующее утро он пришел в себя.

 

Мы все помчались в Берген и едва успели к праздничному выступлению. То, что я написал здесь, все правда, а напечатанная на заглавном листе мелодия — та, которую я слышал в Норвегии в горах около Бергена. Она лучше всех сохранилась в моей памяти. Это и заверяю собственноручно.

 

Мелодия, запомнившаяся Хенрику Мейеру, представляет собой одноголосную мелодию для хардангерфеле с двухтактовыми мотивами и вариациями.

 

В виртуозной игре, пленяющей слушателей, усматривали сатанинское влияние. А чтобы хорошо играть на инструменте, по поверьям, кроме усердных занятий музыканты использовали и другие способы. В инструмент можно было положить кусочек человеческой кости, повесить внутрь мешочек, наполненный чесноком, мякотью определенного растения, янтарем. Последнее препятствовало любому колдовству над инструментом. Но лучше всего найти Водяного и научиться играть у него.

 

Водяной — урод, сатана и дьявол — опасен для праведной души, но может одарить потусторонней силой игры. Водяного надо было посещать ночами под четверг три недели подряд. Иногда его узнавали в седом старике, появлявшемся в лодке за веслами. В определенных местах вешали скрипку или никельхарпу на дерево у берега и уходили, а когда возвращались, Водяной играл на этой скрипке лот, положив свой инструмент рядом. Теперь дело было лишь в том, чтобы не перепутать инструменты. Возьмешь свой собственный — сможешь играть лот Водяного, и этот лот поистине околдовывает танцующих. Возьмешь скрипку Водяного — твоя душа его навсегда!

 

Но, играя, нужно точно считать репризы: когда превышали известное число, обычно одиннадцать, попадали во власть Водяного: если кто-нибудь посторонний, не участвовавший в танце и не слышавший музыки, не приходил на помощь и не обрезал струны скрипки, то стулья и столы начинали танцевать, и всю компанию уносило в воду.

 

Рассказывают, что Лонгбакка-Ян из Расбу в Уппланде учился играть у Речного человека, у моста в Хове: «Когда он однажды играл на свадьбе в Алунде, ближе к полудню начали танцевать столы и стулья, а сам он никак не мог убрать от себя скрипку, другим пришлось оторвать ее от него. Однако и это не помогло, скрипка продолжала играть даже тогда, когда ее положили на кровать».

 

Время течет, и суеверие больше не окружает инструмент и его музыку.

 

Хардингфеле в наше время

 

Сейчас скрипка хардангер обладает большой популярностью, особенно в сельских районах запада и юго-запада Норвегии. Она распространена в районах Телемарк, Нумедал, Халлинглад, Вальдрес и Вестланд — от Хардангера до Сюннфьорда. В районе Сетесдал на хардингфеле стали играть в XIX веке, в Нордфьорде и Ромсдале — в последнее время. Скрипачи организованы в общенациональных местных группах.

 

В 1880-1920 годах в Соедененных Штатах Америки во время крупнейшего притока норвежских иммигрантов появились виртуозы игры на хардангерфеле. Несколько позже, в 1984 году бала создана «Американская ассоциация хардангерфеле».

 

Как ни странно довольно сильный интерес к инструменту проявила Япония. В последние годы инструмент получил признание и в остальной части мира.

Таус (эсрар, могур)

 

Таус (эсрар, могур) — индийский струнный смычковый музыкальный инструмент представляющий собой род ситара с подвижными ладами. Он не пользуется особым уважением среди индийских музыкантов и редко встречается вне Верхней Индии.

 

Устройство

 

Корпус его обыкновенно сделан в виде павлина и раскрашен соответствующим образом. К нижнему концу его приделана шея и голова, покрытые перьями. Для полной точности к корпусу приделаны даже ноги. Иногда на нём играют и смычком.


Число главных струн — четыре. Кроме того, имеется довольно много (до 15) вспомогательных, или «симпатических», струн (как у виольдамура).

 

Строй инструмента бывает различный, но никогда не употребляются какие-либо другие интервалы кроме тоники, кварты, квинты и реже — терции. Симпатические, или резонансовые, струны настраиваются в интервалах того звукоряда или лада, в котором идёт исполняемая музыка.

 

Тальхарпа

Тальхарпаструнный смычковый музыкальный инструмент, смычковая лира, распространённая на севере Европы. Когда-то она была широко распространена в Скандинавии, но сейчас на ней играют главным образом в Эстонии (большинство играющих — шведы).


Тальхарпа похожа на финский йоухикко и валлийский крот (crwth), за искючением отсутствия у талхарпы грифа.

 

Корпус талхарпы прямоугольный, с обоих сторон его закреплены 4 струны. С одной из сторон корпуса располагается деревянный выступ, напоминающий ручку чемодана. На его конце установлены колки, регулирующие натяжение струн.

 

Тальхарпа также известна под названием тагельхарпа (tail-hair harp) или стакхарпа (смычковая лира).

Скрипка

Скрипкаструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра.

 

Скрипкам принадлежит ведущее место среди струнных смычковых — важнейшей части современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности.

 

В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции. Очень часто скрипки благодаря их исключительной певучести используются для мелодического «пения», для ведения основной музыкальной мысли. Великолепные мелодические возможности скрипок были издавна обнаружены композиторами, и прочно утвердились в этой роли уже у классиков XVIII века.


Названия скрипки на других языках:

  • violino (итальянский);
  • violon (французский);
  • violine или geige (немецкий);
  • violin или fiddle (английский).

К самым знаментым скрипичным мастерам относятся такие личности как Антонио Страдивари, Никколо Амати и Джузеппе Гварнери.

 

Происхождение, история скрипки

 

Скрипка имеет народное происхождение. Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, германская рота, слияние которых и образовало виолу.

 

Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

 

Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620 год) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764 гг), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

 

Современный вид скрипка приобрела в XVI веке, широко распространилась в XVII веке.

 

Устройство скрипки

 

Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d,a,e (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы).

 

Диапазон скрипки от g (соль малой октавы) до a (ля четвёртой октавы) и выше.

 

Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

 

Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.



Верхняя и нижняя деки корпуса соединены друг с другом обечайками. Нижнюю деку делают из клена, а верхнюю из Тирольской ели. Они обе имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а так же их толщина в той или иной степени определяют силу и тембр звука.

 

Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки — высота обечаек.

 

В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).

 

В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой жильной струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке. Подставка тоже влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге вниз — звук глуше, вверх — более пронзителен).

 

Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый штифт из резонансной ели — душка (от слова «душа»). Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.

 

Гриф скрипки — длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке. Также, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака.

 

Техника игры на скрипке, приёмы

 

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

 

От прижима пальцем к грифу струна укорачивается, тем самым повышая высоту звучания струны. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.

 

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.

 

Диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.

 

От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.

 

Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой.

 

Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.

 

На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах и труднее без них и используются как правило в сольных произведениях.

 

Весьма распространен оркестровый прием тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.

 

Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.

 

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки — пиццикато (pizzicato).

 

Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной — металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки.

 

На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей, а так же из арпеджио натуральных тональностей.

 

Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!), так как для этих музыкантов очень важна чувствительность пальцев и мышечная память. Чувствительность пальцев взрослого человека на много меньше, чем у молодого, а мышечная память требует большего времени для становления. Учиться играть на скрипке лучше всего с пяти-шести-cеми лет, возможно даже с более раннего возраста.

 

Знаменитые скрипачи

  • Арканджело Корелли
  • Антонио Вивальди
  • Джузеппе Тартини
  • Жан-Мари Леклер
  • Джованни-Батиста Виотти
  • Иван Евстафьевич Хандошкин
  • Никколо Паганини
  • Людвиг Шпор
  • Шарль-Огюст Берио
  • Анри Вьетан
  • Алексей Фёдорович Львов
  • Генрик Венявский
  • Пабло Сарасате
  • Фердинанд Лауб
  • Йозеф Иоахим
  • Леопольд Ауэр
  • Эжен Изаи
  • Фриц Крейслер
  • Жак Тибо
  • Олег Каган
  • Джордже Энеску
  • Мирон Полякин
  • Михаил Эрденко
  • Яша Хейфец
  • Давид Ойстрах
  • Иегуди Менухин
  • Леонид Коган
  • Генрик Шеринг
  • Юлиан Ситковецкий
  • Михаил Вайман
  • Виктор Третьяков
  • Гидон Кремер
  • Максим Венгеров
  • Янош Бихари
  • Andrew Manze
  • Пинхас Цукерман
  • Ицхак Перлман

Ребек

Ребек — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент.

 

Ребек состоит из деревянного корпуса грушевидной формы (без обечаек). Верхняя суживающаяся часть корпуса которого переходит непосредственно в шейку. В деке проделаны 2 резонаторных отверстия.

 

Ребек имеет 3 струны, которые настраиваются по квинтам.

 

Появился ребек в западноевропейских странах около 12 века. Применялся до 3-й четверти 18 века.

 

Ребек — один из инструментов, оказавших влияние на формирование инструментов скрипичного семейства.

Ребаб

Ребабструнный смычковый музыкальный инструмент арабского происхождения. Слово «ребаб» в переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный.

 

Корпус ребаба деревянный плоский или выпуклый, трапециевидный или сердцевидный, с небольшими выемками по бокам. Обечайки делаются из дерева или кокосовго ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря других животных). Шейка длинная, круглая, остроконечная; вверху имеет 1 или 2 длинных поперечных колка, внизу проходит через корпус и выступает в виде металлической гранёной ножки. Струны — 1 или 2; первоначально изготавливались из конского волоса, позднее — металлические (медные или латунные).

 

Звуки извлекаются при помощи лукообразного смычка. Использовался также как щипковый инструмент.

 

Народные певцы (шаиры) аккомпанировали себе на ребабе при исполнении народных песен и элегических поэм.

 

Разновидности ребаба под разными названиями встречаются у народов Индии, Малайского архипелага, Египта, северо-западной Африки, а также Средней Азии.

 

В более общем значении слово «ребаб» употребляется как собирательное название смычковых инструментов у мусульманских народов.

Рабанастр

Рабанастр — индийский струнный смычковый музыкальный инструмент, родственный китайскому эрху и отдалённо монгольскому морин хууру.

 

Рабанастр имеет деревянный цилиндрический корпус небольших размеров, прикрытый кожаной декой (чаще всего из змеиной кожи). Сквозь корпус проходит длинная шейка в виде деревянного стержня, возле верхнего конца которого укреплены колки.



Струн у рабанастра две. Обычно струны шёлковые или жильные.

 

На рабанастре играют сидя, держа его перед собой вертикально.

 

Альтернативые варианты названия рабанастра: раванастр, раванастрон, раванастрам, раванатта.

Никельхарпа

Никельхарпа — традиционный шведский струнный смычковый музыкальный инструмент, имеющий несколько модификаций, поскольку развивался в течение более 600 лет.



В шведском языке, «nyckel» означает клавишу. Словом «harpa» обычно называют струнные инструменты, подобные гитаре или скрипке. Иногда никельхарпу называют «шведской клавишной скрипкой».

 

Самым первым свидетельством использования никельхарпы считается изображение двух музыкантов, играющих на этом инструменте, которое находится на воротах к церкви Щелюнге (Kallunge) на острове Готланд и датируется приблизительно 1350 годом.

 

Современная хроматическая никельхарпа имеет 16 струн: 3 струны мелодии, одну монотонную струну, и 12 резонансных струн, а так же около 37 деревянных клавиш, устроенных так, чтобы скользить под струнами. У каждой клавиши есть салазки, скользя по которым она достигает верха и зажимает струну, меняя её звучание.


Играющий использует короткий смычок правой рукой, зажимая клавиши левой.

 

Диапазон никельхарпы — 3 октавы (от самого низкого «соль» как 4-я струна скрипки) и звучит наподобие скрипки, только с гораздо большим резонансом.

Морин хуур

Морин хуурструнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения.



Морин хуур

Морин хуур распространён в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае).

 

В Китае морин хуур называют матоуцинь, что означает «инструмент с лошадиной головой».

 

Происхождение, история

 

Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны.

 

Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы.

 

Китайские исследователи предполагают происхождение морин хуура от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.

 

В Европу морин хуур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 году во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.

 

У алтайцев в дополнение к морин хууру есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль (бытует вместе с морин хууром в ансамблевой практике), у хакасов — ыых. В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент — эрху.

 

Устройство

 

Головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. В некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.

 

Морин хуур имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. В XX веке стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке. Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади, на которой крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см.

 

На шейку натягиваются две струны из конского волоса: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы. Струны настраиваются в кварту, хотя в старину, по-видимому, настраивались в квинту. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.

 

Игра на морин хууре

 

На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении уртын дуу и эпических сказаний. В монастырской музыке не использовался.

 

Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется.

 

Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.

Контрабас

Контрабас — самый крупный струнный смычковый музыкальный инструмент, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол.

 

Современный контрабас имеет четыре струны, хотя контрабасы 17-18 века могли иметь три струны.

 

Контрабас обладает густым, хриплым, но несколько глуховатым тембром, из-за чего редко используется в качестве сольного инструмента. Основная сфера его применения — симфонический оркестр, в котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента общей звучности. Контрабас иногда используется в камерных ансамблях, а также в джазе и других жанрах. В сайкобилли контрабас используется вместо бас-гитары.


Приёмы игры на контрабасе и штрихи те же, что и на скрипке, однако из-за его крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу) техника игры на контрабасе значительно ограниченнее.

 

Практически применяемый диапазон контрабаса из-за некоторого неудобства игры на нём сравнительно невелик: от E1 (ми контроктавы) до e1 (ми первой октавы). В сольных виртуозных сочинениях используются и более высокие звуки. Ноты пишутся в басовом, реже скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания.

 

На контрабасе играют стоя или сидя на высоком табурете, ставя инструмент перед собой.

 

Варианты строя контрабаса

 

Оркестровый строй контрабаса — струны настраиваются по квартам (в отличие от других смычковых инструментов): E1, A1, D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы).

 

На некоторых моделях контрабасов, используемы приемущественно в симфоничемком оркестре, есть пятая струна, настроенная на C1 (до контроктавы).

 

Существует также так называемый сольный строй, когда струны настраиваются на тон выше, при этом используются специальные «сольные» струны, что дает более чистый и красивый тембр.

 

Известные контрабасисты

  • Азархин Родион Михайлович
  • Боттезини Джованни
  • Волков Владимир Александрович
  • Драгонетти Доменико
  • Карр Гари
  • Кусевицкий Сергей Александрович
  • Мингус Чарльз
  • Шпергер Иоганнес
  • Штолль Клаус
  • Штрайхер Людвиг

Кобыз

Кобыз — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент.

 

Кобыз не имеет верхней доски и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём полушара, с приделанной к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Струны, навязываемые на кобыз в количестве двух, свиваются из конских волос.

 

Играют на кобызе, сжимая его в коленах (как виолончель), коротким смычком.

 

Использование кобыза


Кобыз

Кобыз использовали степные баксы (шаманы-целители) для обрядов:

 

Внутри кобыза, на задней стенке, они прикрепляли зеркальце, а головку украшали пучком совиных перьев. В темноте юрты зеркальце отсвечивало от тагана красноватым цветом, кобыз пел свою древнюю, подвывающую песню, баксы истошным голосом кричал свои заклинания: «Нак! Нак!», и перья совы от его крика начинали шевелиться и трепетать. Такое действо подавляло психику простого, наивного степняка и диктовало ему волю высших сил, которой он должен был слепо подчиняться.

 

В руках же простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках Страны счастья — Жер уюк. Вообще, кобыз по характеру его звучания был как бы пессимистическим инструментом.

Кеменче

Кеменче — народный струнный смычковый музыкальный инструмент, сродни арабскому ребабу, средневековому европейскому ребеку, французскому пошету, болгарской гадулке.

 

Варианты произношения и синонимы: кемендже, кеменджеси, кеменча, кеманча, кьяманча, кемендзес, кементсия, кеман, лира, понтиаки лира.

Йоухикко

Йоухикко (йоухиканнель, йоухикантеле) — древний финский струнный смычковый музыкальный инструмент. Подобен 4-струнному эстонскому хийуканнель.

 

Йоухикко имеет долблёный берёзовый корпус лодкообразной или другой фигурной формы, закрытый еловой или сосновой декой с резонаторными отверстиями, и боковой вырез, образующий рукоятку.

 

Струн обычно 2-4. Как правило, струны волосяные или жильные.

 

Строй йоухикко квартовый или квартово-квинтовый.

 

Во время игры йоухикко ставят на колени вертикально или под углом. Левой рукой держат рукоятку, одновременно прижимая мелодическую струну внешней стороной пальцев. Правой рукой водят смычок, извлекая на мелодической струне флажолетные звуки, а на остальных – бурдон.

 

Традиционно йоухикко сопровождал пение. С 17 века на нём исполняли танцевальные наигрыши.

Гудок

Гудокструнный смычковый музыкальный инструмент.

 

Наиболее распространён гудок был в 17-19 веках среди скоморохов.


Гудок имеет деревянный выдолбленный корпус, как правило овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов удерживающую 3 или 4 струны.

 

Играть на гудке можно как установив его вертикально, так и держа горизонтально (аналогично гитаре). При этом верхяя струна строится более высокой чем остальные 2-3 (в отличии от гитары) и строится с разницей в квинту или кварту. Во время игры верхняя струна служит для солирования, а остальные звучат постоянно.

 

Сохранились названия разновидностей гудка: гудочек, гудок, гудило, гудище.

 

Родственные гудку инструменты существовали на Западе — фидула, фидель.

Гиджак

Гиджак (гыджак)струнный смычковый музыкальный инструмент народов Средней Азии (казахов, узбеков, таджиков, туркмен).

 

Гиджак имеет шарообразный корпус, изготавливается из тыквы, крупного ореха, дерева или других материалов. Обтянут кожей.


Количество струн гиджака непостоянное, чаще всего — три.

 

Строй трёхструнного гиджака квартовый, обычно — es1, as1, des2 (ми-бемоль, ля-бемоль первой октавы, ре-бемоль второй октавы).

 

Диапазон инструмента охватывает около полутора октав.

 

При игре гиджак держат вертикально, играют смычком, имеющим форму лука. Современные гиджаки имеют четыре струны.

Гадулка

Гадулка — болгарский народный струнный смычковый музыкальный инструмент, используемый для сопровождения танцев или песен и обладающий особым мягким флажолетным звучанием.


Происхождение, история

 

Происхождение гадулки связывают с персидской кеманчой, арабским ребабом и средневековым европейским ребеком.

 

Формой корпуса и звуковых отверстий гадулка весьма схожа с так называемой армуди кеменче (известной так же как константинопольская лира, политики лира, классическая кеменче) на которой играют в Греции и западной Турции, а так же с критики лира (о. Крит).

 

К родственным инструментам можно так же отнести однострунную балканскую гуслу.

 

Устройство гадулки

 

Корпус из орехового дерева, долблёный грушевидный, шейка широкая без ладов, помимо 3-4 игровых струн, нередко имеется 7-10 резонансных. В области Добруджа распространён вариант гадулки малого размера без резонансных (симпатических) стурн.

 

Верхняя часть корпуса на которой расположены колки имеет овальную форму. Основная часть инструмента состоит из цельного куска дерева. Лицевая часть носит название «доска» или «крышка» и изготовляется из древесины сосны или ели. Звуковые отверстия имеют характерную D-образную форму.

 

Современные инструменты используют металлические струны, ранее же использовались менее прочные шёлковые или же жильные. В отличие других струнных инструментов гадулка не имеет верхнего порожка под струнами. Струны от колков натягиваются через мостик, расположенный над звуковыми отверстиями, и закрепляются на костяном струнодержателе, который в свою очередь крепится к нижнему штырю. Нижний штырь часто используется для укрепления инструмента во время игры к поясу музыканта.

 

В сравнении со скрипкой схожего размера инструмент более тяжёлый.

 

Строй гадулки

 

До Второй мировой войны болгарские музыканты в основном играли соло и поэтому точность настройки не была столь актуальна. Однако с течением времени в связи с появлением народных ансамблей возникла необходимость её стандартизации.

 

Для сольной игры строй гадулки может варьироваться в зависимости от предпочтения музыканта, но в основном он является кварто-квинтовым (ля-ми-ля). Резонансные струны настраиваются хроматически (си-до#-ре-ми-фа#-соль-соль#-ля-си-до).

 

Виолончель

Виолончельструнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века.

 

Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель — обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей.



В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов.

 

Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре слегка сдавленный.

 

Виолончель такого же строения, что и скрипка, однако значительно больших размеров.

 

На виолончели играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём (шпилем).

 

Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели — те же, что и на скрипке, однако, вследствие больших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели несколько ограниченнее.

 

Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта.

 

Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк — от C (до большой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

 

Интересно, что название виолончели на итальянском, немецком и английском языках абсолютно одинаково — violoncello, также как и его короткий вариант — cello (более употребителен в английском).

 

Выдающиеся виолончелисты

  • Пабло Казальс
  • Пьер Фурнье
  • Морис Марешаль
  • Поль Тортелье
  • Андре Наварра
  • Антонио Янигро
  • Жаклин Дюпре
  • Йо-Йо Ма
  • Мстислав Ростропович
  • Александр Кузнецов
  • Наталия Гутман
  • Константин Миньяр-Белоручев

Виола д’амур

Виола д’амур (итал. viola d’amore — виола любви) — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол.

 

Виола д’амур широко использовалась с конца XVII до начала XIX века, затем уступила место альту и виолончели. Интерес к виоле д’амур возродился в начале XX века.

 

Инструмент имеет шесть или семь струн, на самых ранних моделях — одинарных, на более поздних — сдвоенных. Именно благодаря сдвоенным струнам виола д’амур обладает особым мягким тембром, по свидетельствам современников, отчасти напоминавшим человеческий голос.

 

Стандартный строй струн виолы д’амур, сформировавшаяся к концу XVIII века — A, d, a, d1, fis1, a1, d2 (ля большой октавы, ре, ля малой октавы, ре, фа-диез, ля первой октавы, ре второй октавы).

Виола да гамба


Виола да гамба (итал. viola da gamba — ножная виола) — старинныйструнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели.

На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, — отсюда и название.




Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов сохраняла своё значение: для неё написаны многие произведения важнейших авторов середины XVIII века. Однако уже в конце столетия эти партии исполнялись на виолончели. Гёте назвал Карла Фридриха Абеля последним виртуозом на гамбе.

В начале XX века исполнители-аутентисты возродили виолу да гамба: первым гамбистом нового времени стал Христиан Дёберайнер, дебютировавший в этом качестве в 1905 году исполнением сонаты Абеля.

Виола

Виола (итал. viola) — старинныйструнный смычковый музыкальный инструмент различных типов. Виолы образуют семейство старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе. Развились виолы из испанской виуэлы.


Виолы широко бытовали в церковной, придворной и народной музыке.

 

В 16-18 веках как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент особо широкое распространение получила теноровая виола — виола да гамба. Поскольку в ансамбле она выполняла функцию баса, нередко ее называли басовой виолой. Среди композиторов, писавших для нее, — И. С. Бах, Г. Ф. Телеман, Ф. Куперен, а также виртуозы-гамбисты — К. Ф. Абель в Германии, М. Маре и Р. Маре во Франции.

 

При игре положение инструмента различно. Исполнитель помещал виолу вертикально между коленями, ставил на кресло или прислонял к плечу. В зависимости от этого различались виолы да гамба (ножные) и да браччо (ручные).



Виолы в основном были четырех видов: дискантовые, альтовые, теноровые и басовые.

 

Из-за довольно крупного первоначального размера инструмента на виоле играли сидя, зажав её между ног или положив боком на бедро, — поэтому инструмент приобрёл название виола да гамба (viola da gamba), то есть ножная виола. В дальнейшем появились разновидности виолы меньшего размера.

 

Первоначальные виолы были небольшими, и исполнители держали их у плеча, отчего и назывался такой инструмент виола да браччо (viola da braccio), то есть ручная виола. Разновидностью виол была также виола д’амур. Кроме того, считается, что современный контрабас сочетает в себе ряд свойств скрипичного и виольного семейств.

 

Конкурентом семейства виол было семейство скрипок, у инструментов которого было меньше струн и не было ладов. Вытеснение виольного семейства скрипичным происходило постепенно, и дольше других конкурировала с виолончелью соответствующая ей по размерам виола да гамба, но и она к концу XVIII века утратила своё значение (чтобы спустя сто с лишним лет вернуться в концертные залы благодаря исполнителям-аутентистам начиная с Христиана Дёберайнера).

 

Существовали также виолы-лиры, отличавшиеся наличием дополнительных, резонансных струн. Виола-лира вела свою историю от так называемой колесной лиры. На виоле-лире было две в унисон настроенные струны, приводившиеся в движение клавишами, а сверх того — еще две так называемые бурдонные струны, которые, располагаясь на грифе или рядом с ним, постоянно звучали и давали либо унисон, либо квинту и октаву. Трение струны производилось обтянутым кожей и наканифоленным колесом, которое вертели за ручку.

 

Идея резонансных струн с течением времени развилась и использовалась в конструкции виолы-бастарда, виолы да бардоне и виолы д’амур, имевших кроме семи игровых струн столько же (или более) резонансных, протянутых под подставкой.

Баньху

Баньху — китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность хуциня.

 

Традиционный баньху использовался преимущественно в качестве аккомпанирующего инструмента в северно-китайской музыкальной драме, в северных и южных китайских операх или в качестве сольного инструмента и в ансамблях.

 

В 20 веке баньху начал использоваться как оркестровый инструмент.


Cуществует три вида баньху – высокого, среднего и низкого регистров. Наиболее распространен баньху высокого регистра.

 

Баньху издает необычайно громкий звук. Голос баньху звонкий, напряженный. Он идеально подходит для исполнения живых, энергичных мелодий.

 

Устройство

 

Корпус баньху состоит из усечённой скорлупы кокосового ореха. Он прикрыт тонкой деревянной декой. Длинный безладовый гриф выполнен из дерева твёрдой породы. Шейка грифа заканчивается головкой с колками.

 

Общая длина баньху около 70 см.

 

Баньху имеет две металлические струны, которые настраиваются в квинту (d2 – a1).

 

Хроматический диапазон модернизированного инструмента — c1 – e4.

 

Исполнитель нажимает на струны пальцами левой руки, не прижимая их при этом к шейке.

Арпеджионе

 

Арпеджионе (итал. arpeggione) или гитара-виолончель, гитара любви — струнный смычковый музыкальный инструмент. Близок виолончели по размеру и способу звукоизвлечения, но, как и гитара, имеет шесть струн и лады на грифе.

 

Немецкое название арпеджионе — Liebes-Guitarre, французское — Guitarre d’amour.

 

Происхождение, история

 

Арпеджионе был сконструирован в 1823 г. венским мастером Иоганном Георгом Штауфером; чуть позже аналогичный инструмент был создан в Пеште Петером Тойфельсдорфером. Подразумевалось, что такой инструмент будет удобнее всего для сочетания приёмов игры на смычковых и щипковых инструментах.

 

В течение 1820-х гг. арпеджионе пользовался определённой популярностью.

 

Главный редактор «Всеобщей музыкальной газеты» Фридрих Август Канне писал о новом инструменте: «Красота звука, в высоких регистрах имеющего большое сходство с гобоем, а в басах напоминающего бассетгорн, приведёт знатока в изумление… Обаяние и проникновенность инструмента равно превосходны» (Allgemeine musikalische Zeitung, 1 марта 1823 г.).

Первым исполнителем на арпеджионе стал Винценц Шустер, переложивший для него ряд произведений композиторов-современников (Людвига Шпора, Бернхарда Ромберга и др.). Шустер же в 1824 г. первым исполнил специально написанную для арпеджионе Сонату Франца Шуберта для арпеджионе и клавира, а в 1825 г. опубликовал руководство по игре на арпеджионе.
 

Однако уже спустя десятилетие после своего изобретения инструмент в значительной степени был забыт. Сонату Шуберта стали исполнять на виолончели или альте, а слово «Арпеджионе» часто фигурирует в качестве её названия. И только в конце XX века, с общим ростом интереса к аутентичному звучанию, об арпеджионе вспомнили. В частности, немецкий исполнитель Герхард Дармштадт записал альбом произведений для арпеджионе, играя на точной копии инструмента начала XIX века, изготовленной современным мастером.

 

Апхьарца

Апхьарца или апхиарца — струнный смычковый музыкальный инструмент, один из основных народных музыкальных инструментов абхазо-адыгских народов.


Название «апхьарца» по своему происхождению связано с военным бытом народа и восходит к слову «апхъарцага», что в переводе на русский означает «то, чем побуждают идти вперед». Абхазы используют пение под апхьарцу и как целительное средство.

 

Под аккомпанемент апхьарцы пелись в основном историко-героические песни. В прошлом в каждом отряде были свои апхьарцисты. Они ходили в бой впереди войска.

 

Устройство

 

Апхьарца представляет собой двухструнный инструмент с узким веретенообразным корпусом. Головка, шейка и корпус изготовляются из одного дерева. Корпус долбленый, дно выпуклое, дека плоская, еловая. В деке вырезаны резонаторные отверстия. На тыльной стороне корпуса, у перехода его в шейку, имеется отверстие, в которое, как в футляр, опускается смычок.

 

Струны жильные, внизу привязываются к струнодержателю в виде деревянной планки. Подставка для струн высокая, выгнутая.

 

Смычок прямой, внешне напоминает стрелковый лук. Волос смычка конский, который перед игрой натирают смолой, прикрепленной к тыльной стороне корпуса. Играют на апхьарце сидя, держа инструмент опущенным вниз в наклонном положении, зажав конец корпуса между коленями.

Альт или альт скрипичный

Альт или альт скрипичный — струнный смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре.

 

Названия альта на других языках:

  • viola (итальянский);
  • viola (английский);
  • alto (французский);
  • bratsche (немецкий);
  • alttoviulu (финский).

Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

 

Приёмы игры на альте и штрихи — те же, что и на скрипке, но звук менее яркий, матовый, бархатистый, но слегка гнусавый (пример звучания альта). Такой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю. Если сконструировать альт большего размера, то его невозможно будет держать на плече, как скрипку, но возможно между ног, как маленькую виолончель.

 

В качестве сольного инструмента альт встречается относительно редко. Основная сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где они исполняют, как правило, средние голоса. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах.

 

Альтистами не становятся с детства, на этот инструмент переходят в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией.

 

Знаменитые альтисты

  • Владимир Романович Бакалейников
  • Рудольф Борисович Баршай
  • Юрий Абрамович Башмет
  • Вадим Васильевич Борисовский
  • Юрий Гандельсман
  • Фёдор Серафимович Дружинин
  • Юрий Маркович Крамаров
  • Максим Рысанов
  • Дмитрий Виссарионович Шебалин
  • Табеа Циммерман