В рамках проведения независимой оценки качества образовательной деятельности

в период с 19 сентября по 9 октября 2017 года

проводится онлайн-анкетирование участников образовательного процесса.

Принять участие в анкетировании можно по ссылке:

Независимая оценка качества образования.

 

Музыкальные инструменты

Чаньго (janggu, janggo, changgo, seyogo)

Чаньго (janggu, janggo, changgo, seyogo) — корейский ударный музыкальный инструмент из рода двухсторонних барабанов.


Состоит из деревянного полированного (иногда также лакированного) корпуса и 2 стянутых шнурами кожаных мембран. По форме напоминает песочные часы или две рюмки, поставленные вертикально одна над другой и соединённые основаниями коротких ножек.

Чаньго (janggu, janggo, changgo, seyogo) — корейский ударный музыкальный инструмент из рода двухсторонних барабанов.


Состоит из деревянного полированного (иногда также лакированного) корпуса и 2 стянутых шнурами кожаных мембран. По форме напоминает песочные часы или две рюмки, поставленные вертикально одна над другой и соединённые основаниями коротких ножек.

Хлопушка (бич)

Хлопушка (бич) (итал. frusta, фр. fouet, нем. peitsche)ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к деревянным идиофонам с неопределённой высотой звучания.


Хлопушка состоит из двух деревянных дощечек длиной около 40-45 сантиметров и шириной около 10 см, соединённых между собой с одной стороны (у основания). Разводя свободные концы дощечек, исполнитель затем резко ударяет их друг о друга. Получающийся звук большой силы напоминает удар хлыста (отсюда название инструмента во многих языках) или пистолетный выстрел.

 

Инструменты с подобным принципом звукоизвлечения существуют в музыке разных народов в течение многих веков. У народов Восточной Европы такие хлопушки используются и в наше время.

 

В симфоническом оркестре хлопушка применяется с XIX века, как правило, для изобразительных целей (изображение выстрела и др.). Первый известный случай использования этого инструмента — опера Адана «Почтальон из Лонжюмо» (1836). Среди других сочинений, в которых есть хлопушка — Седьмая симфония Малера, Первый фортепианный концерт Равеля, «Путеводитель по оркестру для молодёжи» Бриттена и др.

Ханг

Ханг — современный ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полушарий.

 

История создания

 

Инструмент был разработан в 2000 году Феликсом Ронером (Felix Rohner) и Сабиной Шерер (Sabina Sch?rer) (из компании PANArt) из Швейцарского города Берн.

 

Этот инструмент стал результатом многих лет исследования стальной тарелки и многих других резонирующих перкуссионных инструментов со всего света: гонг, гамелан, гатам, барабаны, колокольчики, музыкальная пила.

 

На сегодняшний день существует 5 различных хангов:


Основная идея создателей инструмента – важнее чувствовать музыку, чем быть виртуозом игры. Благодаря хитрому неевропейскому строю и басу в центре, на нём практически невозможно сыграть «не так».

 

На бернесском языке слово hang означает «рука».

 

Устройство

 

Этот ударный инструмент состоит из двух соединенных металлических полушарий: стороны DING и стороны GU.

 

На стороне DING расположены 7-8 тональных областей, которые образуют «тональный круг». Он окружает центральный купол, названный DING (похожий на гонг). На стороне GU, есть отверстие размером с кулак для звукового резонанса. На этом отверстии можно играть как на уду, или использовать для модуляции звука DING.

 

Способы игры

 

Есть множество способов извлечения звука из Ханга: кончиками пальцев, большими пальцами, и основанием кисти.

 

Обычно игрок располагает Ханг на коленях, но можно установить его и на барабанную стойку.

Хай-Хэт (хайхет, хет)

Хай-Хэт (хайхет, хет)ударный музыкальный инструмент, тип тарелок со стойкой, используемый в ударной установке для большинства стилей популярной музыки.



Устройство



Хай-хет состоит из двух тарелок, установленных на металлическом стержне. Стержень проходит через полую трубу стойки и крепится к педали, управляющей движением тарелок. При нажатии педали верхняя тарелка ударяется о нижнюю («закрытый хет»). Когда педаль отпущена, тарелка возвращается к начальному положению(«открытый хет»). Сила, требуемая для нажатия педали и скорость движения регулируются пружиной.

 

Вариации хай-хета

 

X-hat — хет, зафиксированный в одном положении (открытый, закрытый, полуоткрытый). Используется, когда ноги заняты, например, на педалях бас-барабана.

 

Triple hi-hat — хет с 3 тарелками. При игре верхняя и нижняя двигаются одновременно, а средняя остаётся на месте.

 

Электронный хай-хет — устройство, имитирующее игру на настоящем хай-хете. Изготовлен из пластика (резины) с вмонтированными датчиками.

Флексатон (Flex-A-Tone)

 

Флексатон (Flex-A-Tone) — современный ударный музыкальный инструмент, получивший распространение в 1920-е годы состоит из держащейся на проволочной рамке небольшой стальной пластинки и двух шариков, прикрепленных к ней на узких стальных полосках. При встряхивании инструмента шарики ударяют по пластинке, вызывая звук.


Принцип звукоизвлечения аналогичен музыкальной пиле — стальное полотно звучит на определенной высоте в зависимости от натяжения. Также, как и пила — флексатон может звучать на различных нотах и даже воспроизводить мелодии. Диапазон инструмента крайне ограничен (чуть больше октавы). Играть мелодии на флексатоне может только музыкант с развитым музыкальным слухом и большим исполнительским мастерством.

 

Среди приемов игры на флексатоне можно отметить игру палочками для ксилофона, а также игру смычком.

 

Первоначально флексатон использовался в джаз-оркестрах. В настоящее время инструмент применяется при озвучивании фильмов, а также в эстрадной (в т.ч. джаз и рок) и классической музыке. Наибольшую же популярность флексатон завоевал среди композиторов-авангардистов.

 

В симфоническом оркестре инструмент используется не часто. Одним из первых его применил Арам Хачатурян в Концерте для фортепиано с оркестром.

 

Ударная установка (барабанная установка)

Ударная установка (барабанная установка) — ударный музыкальный инструмент. Представляет собой набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта-барабанщика. Обычно используется в джазе, роке, попе и других типах современной музыки.

 

История, происхождение

 

Ранние ударные установки были известны под названием trap kits (короткое рекламное название), они являлись одними из самых современных инструментов семейства мембранофонов. Обычно в наборе были бас-барабан, малый барабан на подставке, маленькая тарелка и другие ударные инструменты, прикреплённые к бас-барабану или к небольшому столу.

 

На всех этих инструментах, за исключением бас-барабана, играли палочками или щётками. Бас-барабан периодически пинали ногой для извлечения звука, отчего все ещё осталось название kick drum. В наше время бас-барабан всегда управляется педалью. Иногда играют даже двумя педалями для достижения большей частоты ударов.

 

Часть названия Trap set перешла в современный термин Trap Case, которым называют кофр, использующийся для перевозки подставок, педалей, палочек и различных ударных инструментов.

 

Типы ударных установок

 

На данный момент ударные установки делятся, прежде всего на акустические и электронные.

 

Состав стандартной ударной установки



Состав стандартной ударной установки таков:

 

Тарелки:

 

- крэш (crash);
- райд (ride);
- хай-хэт (hi-hat).

 

Барабаны:

 

- высокий том-том (high tom-tom);
- низкий том-том (middle tom-tom);
- напольный том-том (floor tom-tom);
- малый барабан (snare drum);
- бас-барабан (bass drum).

 

Тарелки ставятся на специальные стойки и по высоте ставятся на уровень чуть выше том-томов (крэш и райд).

 

Тарелки хай-хэт (hi-hat) представляют собой две одинаковые на на вид, но разные по высоте звучания, тарелки (top и bottom), которые ставятся на одну стойку с педалькой, связанной со стержнем. Первая тарелка надевается на стержень вниз куполом, а вторая наоборот и крепится к стержню зажимом. При нажатии на педаль тарелки соприкасаются краями по периметру края и издают характерный звук.

 

К бас-барабану крепится педаль с колотушкой, удар производится при нажатии ногой. В тяжёлой музыке (метал, хард-рок и т. д.) часто используется два бас-барабана или двойная педаль (т.н. «кардан») — две педали, соединенные карданным валом так, что обе колотушки бьют в один бас-барабан поочерёдно.

 

Также барабанщики используют дополнительные тарелки (сплэш (splash), чайна (сhina) и др.) и том-томы или малые барабаны. Иногда используются также два хай-хэта.

 

Разумеется, возможны также самые различные и невероятные варианты наполнения ударных установок, но они уже не вписываются в узкие рамки стандартов.

 

Нотация (обозначение в нотах)

 

Первоначально ударная установка нотировалась в басовом ключе. В настоящее время обычно используется нейтральный ключ из двух параллельных вертикальных линий.

 

Существует масса методов записи партии ударной установки на стандартном нотном стане. Обычно, в начале каждой партии приводится расшифровка расположения инструментов и всех встречающихся знаков. Ниже приводится самый распространённый вариант нотации барабанов.

 
Rim click — удар по ободу малого барабана обратным концом палочки (другие названия — side stick или cross stick).

Rim shot — удар по ободу малого барабана суженным концом палочки (плечом палочки), с последующим глушением пластика.
Stick shot — удар палочкой по палочке, лежащей на коже барабана.
Brush sweep — шуршание щётками по коже барабана круговыми движениями (также известно как «помешивание супа»).

 
 
 

Анти-акценты:

 

- Немного мягче, чем окружающие ноты: u (breve);
- Заметно мягче, чем остальные ноты: ( ) (головка ноты в скобках);
- Намного мягче, чем остальные ноты: [ ] (головка ноты в квадратных скобках).

Тюнгур (дюнгюр)

Тюнгур (дюнгюр) — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. Мембрана крепится к обечайке жилой или прочной нитью. Важное значение имеют рисунки, подвесы на тюнгуре.


Звучание тюнгуров чистое, мощное. Глубина звука прямо пропорционально связана с шириной обечайки.
 

Используется шаманами Алтая, Якутии и других тюркских народов Центральной Азии, один из важнейших атрибутов обрядов.

 

Алтайские тюнгуры обычно круглой формы, обтянуты лошадиной или козьей шкурой.

 

Якутские, хакасские тюнгуры яйцевидной или овальной формы.

 

Хороший инструмент требует умелой выделки кожи, правильное натяжение ее на обод и окончательной точной настройка инструмента, что под силу далеко не каждому мастеру. В результате получается именно звучащий инструмент (а не просто красивый сувенир на стену), который можно использовать при студийных записях, в шаманских и холотропных практиках.

Трещотка

Трещотка — русский народный ударный музыкальный инструмент, известный с давних времён.
 

Устройство, звук

 

Состоят трещотки из набора 14-20 тонких дощечек длиной 16-18 см, сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

 

За счет этого и образуется довольно специфический, но приятный слуху звук, напоминающий треск. Трещотка изготавливается обязательно из совершенно сухого дерева, желательно дуба – именно это обеспечивает музыкальные свойства инструмента.

 

Техника игры на трещотках

 

Для того, чтобы извлечь звук, следует правильно держаться за ремешок и встряхивать трещотку с разным наклоном и силой. При игре трещотку нужно растянуть как гармошку, а затем с силой сжать. Благодаря такой технике можно извлечь даже очень немалое количество звуков и ритмов.

 

Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

 

Использование, применение

 

Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещётки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

 

Использование трещёток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток.

 

Простота конструкции обеспечила трещоткам большую популярность в стародавние времена. Впрочем, в настоящее время трещотка с успехом применяется в качестве одного из основных инструментов в народно-инструментальных ансамблях, наряду с гармонью, деревянными ложками и гуслями.

 

Помимо этого, трещотка выполняет важную развивающую функцию – маленьким детям гораздо проще познавать этот мир через громкие, звенящие звуки трещотки. Трещотка может быть и отличным подарком. Любому человеку, даже новичку, легко будет извлечь из трещотки звуки, что может быть отличным развлечением на досуге.

Треугольник

Треугольникударный музыкальный инструмент в виде металлического прута (обычно из стали или алюминия), изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются).


Треугольник принадлежит к инструментам с неопределённой высотой звука, имеет блестящий и яркий тембр, способный украсить даже мощное оркестровое tutti. Как правило, ему поручаются несложные ритмические фигуры и тремоло.

 

Треугольник подвешивается за один из углов на тонкой проволоке или тесьме, которую держат в руке или прикрепляют к пюпитру. По треугольнику ударяют металлической (реже деревянной) палочкой (на жаргоне музыкантов эта палочка называется «гвоздь»).

 

Происхождение и применение

 

Происхождение инструмента не установлено точно, но Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что треугольник впервые появился на Востоке.

 

С конца XVIII века треугольник — один из основных ударных инструментов симфонического оркестра. В сочинениях Гайдна, Моцарта и Бетховена он использовался для имитации так называемой «янычарской музыки».

 

Одно из первых сочинений, в котором треугольнику поручена достаточно ответственная самостоятельная партия — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Листа. Среди музыкантов это произведение иногда в шутку называют «концертом для треугольника».

 

Характерное звучание треугольника можно услышать в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль» Россини, музыке Грига к драме «Пер Гюнт» (Танец Анитры, Арабский танец) и других сочинениях.

Том-том (или просто том)

Том-том(или просто том) — ударный музыкальный инструментцилиндрической формы, без подструнника. На том-томах играют барабанными палками или литавровыми палками, с небольшими твёрдыми головками.



Происхождение

 

Том-том происходит от коренных американских или азиатских народов, использовались аборигенами для военных, религиозных целей. Изготавливались из полых стволов деревьев и шкуры животных.

 

В ударных установках том-том используется с начала XX века.

 

Большинство производителей ударных инструментов стали предлагать барабан радиусом 12 дюймов и глубиной 12 дюймов (12×10), над бас-барабаном, установленным со смещением влево. Далее, был добавлен напольный том размерами 16×16, установленный на ножках справа от исполнителя. Наконец, был добавлен второй навесной том — правее первого, размерами 13×9.

 

Устройство

 

Обычно барабаны состоят из обечайки (кадла), фурнитуры и пластика. Пластики устанавливаются на одну или обе стороны барабана. Диаметр барабана варьируются от 8 до 16 дюймов, а глубина — от 6 до 18 дюймов, в зависимости от изготовителя и музыкального стиля.


Том-томы изготовляются для крепления к стойке, к бас-барабану или поясу (при маршировке).
 

Том-томы в современной установке

 

Вместе с 14-дюймовым малым барабаном, бас-барабаном и тарелками том-томы составляют стандартную конфигурацию, используемую в современной музыке. Количество том-томов в ударной установке может варьироваться от одного до семи, а в некоторых случаях и больше.

 

Рототомы

 

У рототомов нет обечайки (кадла), только мембрана на металлической оболочке. В отличие от остальных барабанов, у них есть определённая высота звука, и некоторые композиторы используют их в качестве мелодического инструмента.

Тепонацтль или тепонацтли

Тепонацтль или тепонацтли — индейский ацтекский ударный музыкальный инструмент, барабан, используемый индейцами Центральной Америки (ацтеками и другими культурами).


Представляет собой выдолбленный из бревна горизонтальный цилиндр с прорезями. Прорези, расположенные в верхней части барабана в виде буквы «Н», формируют два вибрирующих «язычка», которые звучат в разных тонах из-за различной длины или толщины. Иногда снизу барабана прорезалось отверстие, увеличивавшее его громкость. Звук извлекался палками с каучуковыми наконечниками.



Резьбой барабаны тепонацтли, как правило, украшались изображениями богов или абстрактных предметов, им даже придавалась форма животных или людей. Тепонацтли культуры миштеков, которая располагалась на территории юга центральной Мексики, известны рельефными изображениями военных и мифологических сцен.

 

Длина этих барабанов варьируется от 30 до 120 см. Для крупных экземпляров создавалась поддерживающая конструкция, а мелкие барабаны можно было повесить на плечи.


Монах-францисканец Торибио Мотолиния, писавший хронику жизни ацтеков после конкисты, утверждал, что тепонацтль (или как он его называл contrabajos — «контрабас») часто использовался совместно с барабаном уэуэтль. Тепонацтль использовался при танцах и чтении стихов — ритм барабана можно заметить в самих стихах: «totocoto tototo cototo tiquititi titiqui tiquito».

 

Ацтекские источники описывают музыку как дар, принесённый на Землю богами Тескатлипока (бог неба) и Кетцалькоатль (бог ветра).

Тарелки

 

Тарелки (англ. cymbals)ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путем литья и последующей ковки. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.


Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Китае, Индии, позже в Греции и Турции.

 

Основные приемы игры: удары различными палочками и колотушками, удары тарелок друг о друга (парные тарелки), игра смычком.

 

Виды тарелок


Парные тарелки (Clash cymbals)

 

Подвесные тарелки (Suspended cymbal)

 

Райд (Ride cymbal)
Крэш (Crash cymbal)
Хай-хэт (Hi-hat cymbal)
Сплэш (Splash cymbal)
Чайна (China cymbal)
Сиззл (Sizzle cymbal)

 

Пальцевые тарелочки (Finger cymbals)

 

Известные производители тарелок

 


Zildjian
Sabian
Paiste
Wuhan
Alesis
Meinl
Istanbul
Bosphorus
UFIP

 

Названия

 

В нотах тарелки могут обозначаться на разных языках:

 

Английский: Cymbals
Французский: Cymbales
Немецкий: Becken (Tellern для парных тарелок)
Итальянский: Piatti, cineli
Испанский: Platos

 

Сплавы для тарелок

 

Тарелки (ударный музыкальный инструмент) производят из 4 основных сплавов, в основе каждого из них лежит медь, — колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver, сплав меди, цинка и никеля).

 

В прошлом, сплавы, которыми пользовались некоторые мастера были тщательно охраняемыми секретами. Современный химический анализ сделал такой подход невозможным, но, тем не менее, некоторые источники до сих пор делают подобные заявления. Изготовление тарелок содержит множество секретов, но состав сплава к ним не относится.

 

Колокольная бронза (Bell bronze), B20

 

Также известна как колокольный металл, это сплав, традиционно используемый для создания тарелок высокого качества, гонгов, и, как можно понять из названия, колоколов.

 

Как правило указывается, что состоит сплав из одной части олова к четырем частям меди, то есть 20% составляющая олова, и это является самой распространенной формулой. Но всегда существовали отклонения. Колокола разных размеров отливаются с добавлением различных количеств олова, а некоторые производители колоколов, гонгов и тарелок используют небольшие, но значительно меняющие характер сплава, элементы, а именно — серебро, золото и фосфор.

 

Этот сплав относится к так называемым двухфазным — имеется в виду, что определенная часть олова не растворилась в «зернах» меди, а разместилась между ними. Таким образом металл приобретает твердость, но становится более хрупким, чем однофазные сплавы, это также влияет на то, как металл реагирует на ковку (hammering) и точение (lathing) металла. Таким образом применение механизированных методов производства очень ограниченно.

 

Выдается из общего ряда в этой группе Фирменный сплав Пайсти (Paiste Signature Alloy), известный раньше как Звуковой сплав (Sound Alloy) и запатентованный во многих странах. Патент США особенно интересен, так как в нем обсуждаются сравнительные преимущества колокольной и ковкой бронзы (см. ниже), и даются указания на то, что Paiste владеет секретной технологией, которая позволяет делать тарелки из листового металла. В больших оркестрах, как правило, используются тарелки из колокольной бронзы, которые обладают большим динамическим диапазоном, чем любые другие.

 

Примеры: Anatolian, Bosphorous, Istanbul, Masterwork, Meinl Byzance, Paiste Signature и Traditionals, Paiste 602 и некоторые Exotic Percussion, Paiste Sound Creation и Sound Formula, Sabian HH и HHX, Sabian AA и AAX, большая часть Sabian Signature, Saluda Mist, Saluda Voodoo и Saluda Voodoo EX, Spizzichino, Ufip, Wuhan, Zildjian A и A Custom, Zildjian K и K Custom, Zildjian Z Custom.

 

Ковкая бронза (malleable bronze), B8

 

Это сплав олова и меди, содержащий не более 8% олова. Это однофазный сплав и ему может быть методом холодной прокатки придана листовая форма, что невозможно в случае колокольной бронзы. Этот сплав доступен в готовой форме как листовой металл различных категорий и уровней толщины.

 

Большинство тарелок учебных серий делаются из ковкой бронзы, которая является подходящим для этого материалом. Тарелки из ковкой бронзы хорошего качества могут быть запущены в широкое производство, являются выгодным приобретением и, так как их чувствительность ниже, чем у колокольной бронзы, более подходят для начинающих музыкантов.

 

Начиная с середины 20 века, делались попытки создать тарелки высшего качества из ковкой бронзы, изначально в целях экономии. Как говорится в уже упомянутом патенте Paiste:

 

«Менее, чем три десятилетия назад, в целях экономии проводились эксперименты с обычными бронзовыми листами или пластинами, которые содержат 8 весовых частей олова. В результате было подтверждено и признано правильным «правило старой бронзы». Необходимо понять, что путем тщательной обработки тарелки можно добиться значительных результатов в качественном отношении, используя бронзовый лист или пластину, которая содержит 8 весовых частей олова, но эти результаты не могут даже близко подойти к тому, чего добивались с традиционно изготовленными тарелками, которые содержат 20 весовых частей олова.»

 

Не все согласятся с этим неутешительным заявлением, написанным по прошествии значительного времени после создания очень успешной серии Paiste 2002. В частности, тарелки высшего качества из ковкой бронзы оказались особенно подходящими для громкой музыки. Лучшие из них в данный момент приближаются, а некоторые заявляют, что достигли результатов, равных по качеству лучшим тарелкам из колокольной бронзы.

 

Примеры: Harpy H, Meinl One of a Kind, Meinl Custom и Amun, Meinl Lightning и Raker, Meinl Classics и отдельные Generation X, Meinl Trooper и Cadet, Meinl Meteor и Marathon B18, Orion Solo Pro и Solo Pro Master, Orion Viziuss, Paiste 2002 и Giant Beat, Paiste 802 и Alpha, Paiste 502 и отдельные Exotic Percussion, Pearl Pro, Sabian B8 и B8 Pro, Sabian Pro Sonix, Saluda Glory, Zildjian ZXT и ZBT.

 

Латунь (Brass)

 

Некоторые из лучших традиционных гонгов и тарелок типа china изготавливаются из латуни, но в основном этот сплав используется для изготовления тарелок для начинающих и игрушек, а также для «демонстрационных» тарелок, которые некоторые производители ударных установок предоставляют для демонстрации в витринах магазинов.

 

Обычная латунь для тарелок — это около 38% цинка в меди, сплав, легко поддающийся обработке, легкодоступный на рынке в виде листов и самое дешёвое сырье для тарелок, которое обычно используется. Тембр звучания — тёплый, но тусклый, по сравнению с любой бронзой и очень немногие барабанщики пользуются такими тарелками.

 

Примеры: Harpy B, Meinl Marathon M38, Orion Twister, Paiste 302 и некоторые Exotic Percussion, Pearl, Royal.

 

Нейзильбер (Nickel silver)

 

Это сплав меди и никеля (обычно без серебра), и для некоторых типов ученических тарелок используется около 12% никеля. Очень немногие специализированные тарелки высшего уровня также изготавливаются из этого сплава, также как и гонги, которые приобретают более современное и экзотическое звучание.

 

Нейзильбер поддается ковке и доступен в виде листов, обладает ярким звучанием, но без мерцания и чувствительности бронзовых сплавов с оловом. В первой половине 20 века тарелки из никелевых сплавов производились и использовались в гораздо больших масштабах, нежели сейчас, и большинство старых записей были сделаны, скорее всего, с использованием тарелок, которые содержали значительное количество никеля.

 

Примеры: Некоторые модели Foremost, Meinl Streamer и Marathon N12, Paiste 402 и некоторые Exotic Percussion, Sabian Signature Glennies Garbage, Saluda SSX, некоторые Zilco.

 

Прочие металлы

 

Также тарелки делают из бронзы с добавлением кремния и алюминия, но эти сплавы не получили большого распространения.

 

Meinl FX9 — это сплав меди, марганца, олова и алюминия, который применяется в производстве новой серии Meinl Generation X, вышедшей в 2003 году. Предыдущие модели этой серии изготавливались из ковкой бронзы. Компания-производитель описывает FX9 не как бронза, что должно означать, что в основе лежит не медь. Вместе с этим, существует мнение, что слово «бронза» должно быть использовано в отношении двухфазных сплавов, которые используются в данных ситуациях.

 

Сплавы Saluda GH это серия из четырех различных сплавов, каждый основан на меди и состоит в общем из одиннадцати элементов. Все они уже сняты с производства. Saluda описывает их как «гибкая бронза» (flex bronze).

 

В отличие от тарелок, некоторые гонги изготавливают из нескольких металлов, сплавленных вместе. Используется множество различных металлов. Части некоторых традиционных гонгов, как то лучшие из «сосковых» гонгов, делаются из сплавов, основанных на железе.

 

Тамбурин

Тамбуринударный музыкальный инструмент. Фактически представляет собой один обод, звучащей же частью инструмента являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные непосредственно на нем. Тамбурины часто принимают за бубны. Но от бубнов тамбурины отличаются принципиально — своей конструкцией.


Тамбурины занимают особое место в шаманских обрядах, предсказаниях, танцах и других мистических практиках.
 

Форма тамбурина может быть круг или полукруг, реже треугольник. Современные тамбурины могут иметь любую форму (например, форму звезды).

 

Таже тамбурины используються барабанщиками на современных удраных установках.

 

Круглый тамбурин

 

Там, где обод круглый, тамбурин будет звучать, несомненно, «магичнее», но им придется учиться владеть. Если вы выбрали именно тамбурин-круг, то логично использовать возможность запустить «коня звука по кругу». Так, круглый и большой в диаметре тамбурин можно использовать, крутя его на руке (или сомкнутых руках) по часовой стрелке (или против нее) во время обряда, но такое движение требует изрядной ловкости и соответствующей конструкции тарелочек (они не должны быть острыми и ранить руки).

 

Вращаясь на одной руке шамана, создающего круг, тамбурин может закручивать энергетическую спираль и к тому же направлять эту спираль согласно движению танца. Звук в таком случае будет постоянным, а задачей шамана станет сделать этот звук возможно более равномерным. Круглый тамбурин также символически катают вокруг себя, если совершают предсказание. Шаман садится в центр круга (этим кругом может быть и постоянное священное пространство его жилища, где он работает), закрывает глаза, и тамбурин в его руках превращается в колесо, ведущее его по колее между мирами.

 

В зависимости от конструкции тамбурина и ловкости самого шамана он придерживает его одной или обеими руками и ведет вокруг себя, слегка (или сильнее) наклоняясь вперед и назад. Мерные раскачивания и звон помогают войти в транс, а необходимость аккуратно вращать тамбурин и не переносить на него тяжесть собственного тела тренируют шаманское внимание. Такое действие обычно сопровождается пением. Песня может рассказывать про само путешествие, может настраивать на место назначения, а может уже и задавать вопрос, за ответом на который он и отправился.

 

По особенностям движения бубна во время гадания фактически реально предсказывать, а неожиданное и необъяснимое падение тамбурина из рук шамана можно расценить как невозможность найти ответ на поставленный вопрос. Конечно, это не касается случаев, когда шаман сам не может справиться с тамбурином, и он неоднократно падает по его вине. Тренировки призваны довести это движение до автоматизма прежде, чем можно будет совершать предсказания.

 

Полукруглый тамбурин

 

Полукруглый тамбурин отличается от круглого наличием прямой стороны, используемой обычно в качестве ручки. Обычно эта конструкция выполнена в пластике. Такие тамбурины уже нельзя использовать как колесо, зато они логично становятся продолжением руки самого шамана. Таким тамбурином легче пользоваться и управлять: он ловит малейшие дрожания руки за счет более плотного контакта и крепкой хватки. При этом вцепляться в тамбурин отчаянно не нужно: зажим руки приостанавливает течение энергии и зажимает поток.

 

Полукруглая форма прекрасна для того, чтобы создать пару коней Звука: Луну и Солнце. В зависимости от вашего собственного видения, вы можете создать две женские сущности тамбуринов или Пару – Солнце Благодатное, Бога и Луну Утешающую, Мать. Это может быть пара тамбуринов-любовников, пара-двое (если, например, вы создаете тамбурины для работы в своей семье с собственной парой), это может быть пара инструментов для собственных детей. В таких случаях тамбурины не меняют хозяев и если и передаются – то только и исключительно из рук в руки во время работы в круге и по наследству преемникам.

 

Советы по выбору тамбуринов и их ритуальному применению

 

Когда выбираете пару тамбуринов, выбирайте разные по звучанию, т.к. целесообразно будет придать им разный характер. Например: Луна – звук плотный, равномерный, форма в виде двух ободов с тарелками. Солнце – восход, тамбурин с одним ободом, более закругленный по форме, звук более яркий и пронзительный, число тарелок меньше, сам тамбурин легче по весу.

 

В танце таким образом Луна создает фон, почву. Ее звук плывет, не прерываясь. Им удобнее создавать настроение, этот звук проще сделать тихим. Солнце – звук, создающий рисунок танца, движения. Солнце держит ритм. Шаман, который работает с Луной, создает поле магического круга, держит настроение. Шаман, работающий с Солнцем, показывает направление движения.

 

В зависимости от типа работы и опыта шамана он может (при хорошем внимании) работать с обоими тамбуринами. При этом характеристики самой работы, звука сохраняются – но шаман совмещает в себе две сущности. Если в камлании участвуют даже и двое, с тамбуринами может работать один, второй же будет, например, задавать песню. Когда камлает пара (он и она), то тамбурины распределяют в зависимости от того, кто с какими энергиями работает лучше. Внешне это может проявляться в умении построить (и изменить в процессе работы!) ритм движения и звука инструмента. Если та же пара хорошо и давно работает вместе, то тамбуринами можно меняться.

 

Пластиковые тамбурины можно подобрать по цвету. При этом пластик служит изолятором между самими рабочими частями тамбурина (металлическими тарелочками или бубенчиками) и руками шамана. Во время посвящения же магический заряд обретают именно рабочие части. Но цвет тамбурина в любом случае придает окраску обряду.

 

Так, чтобы камлать на урожай, денежный достаток выбирайте зеленый тамбурин. Если тамбурин деревянный, то можно его покрасить в соответствующий цвет, лучше если природным красителем, например травяным соком или соком моркови (соответственно в зеленый и в рыжий цвета). Тамбурины посвящают в круге, а потом расписывают.

 

Лучше, если посвящение проводит жрец (жрица, Верховный шаман, первая Жрица ковена или равный им по положению персонаж). Можно, чтобы посвящение тамбурина для последующей групповой работы проводилось тоже в группе.

 

Роспись, одушевление (вернее, оформление Духа тамбурина) осуществляет тот, в чьих руках он потом будет звучать. Украсить тамбурины можно стразами, лентами, светящимися акриловыми красками, в том числе и «металлических» оттенков. Следите лишь за тем, чтобы прорисовываемый характер тамбурина соответствовал желаемому: как и сам шаман, его тамбурин может быть весел, крылат и легок. А может быть сумасшедше-агрессивным. Если рисовать на ободе зверье или сущности вы не решаетесь – дайте своему инструменту взгляд, глаза. Какие именно – выбирайте сами.

 

Начинать работу с любым инструментом логично, когда первоначальный рисунок работы, ритуала ясен. Для тренировки и проработки можно использовать этническую музыку, но следует помнить, что камлание, каким бы привычным оно ни было, – все равно импровизация.

Там-там

Там-там (итал. tam-tam, англ. chau gong)ударный музыкальный инструмент азиатского происхождения, представляющий собой выпуклый диск значительных размеров, изготовленный из металлического сплава (близкого бронзе). Там-там является одним из видов гонгов.


Там-там принадлежит к металлическим идиофонам с неопределённой высотой звучания, обладает мрачным, грозным, зловещим тембром. На там-таме играют, ударяя по нему большой колотушкой. Инструмент обладает способностью долго вибрировать после удара, давая многократные волны нарастания и удаления звука и создавая таки образом впечатление колоссальной звуковой массы.

 

В классической музыке там-там применяется с начала XIX века — одним из первых композиторов, использовавших его в своих произведениях, был Джакомо Мейербер.

 

Удар там-тама знаменует собой смерть, катастрофу, присутствие волшебных сил, проклятие, предзнаменование и другие «из ряда вон выходящие события».


В «Руслане и Людмиле» Глинки там-там звучит в момент похищения Людмилы Черномором, в «Шехеразаде» Римского-Корсакова — в миг, когда корабль Синдбада разбивается о скалы. Звуки там-тама можно услышать в финале Шестой симфонии Чайковского, трагической кульминации первой части Седьмой симфонии Шостаковича и других сочинениях.

 

Помимо отдельных ударов из там-тама можно извлекать некое подобие тремоло. В этом случае исполнитель время от времени слегка подбивает инструмент колотушкой в момент угасания звука.

 

Для исполнения более сложных ритмов прибегают к помощи палочек от малого барабана, либо быстро проводят металлическим стержнем по окружности диска. Предпринимались также небезуспешные попытки извлекать звуки из там-тама, водя по его краю смычком от контрабаса.

Тала

Тала (или талан; санскр. Tala — хлопанье в ладоши, ритм, такт, танец) — южно-индийский парный ударный музыкальный инструмент из разряда ударных, разновидность металлических тарелок или кимвал. Позади каждой из них имеется шёлковая или деревянная рукоятка. Звук талы довольно мягок и приятен.

Табла

 

Табла — индийский ударный музыкальный инструмент.

 

Большой барабан называется – байна, маленький – дайна.


Одним из самых известных музыкантов прославивших этот инструмент на весь мир стал легендарный таблист – Рави Шанкар.

 

Происхождение

 

Точно о происхождении табла неясно. Но по существующей традиции создание этого инструмента (как и многого другого, чье происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хусро (XIII в.).

 

Само название «табла» — чужеземное, но это никак не относится к инструменту: известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определенного качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны.

 

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла: Жили во времена Акбара два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

 

Гхараны табла (школы игры)

 

Существует несколько гхаран (школ) табла, наиболее известны шесть из них:

 

Аджрара гхарана (Ajrara),
Бенаресская гхарана (Benares),
Делийская гхарана (Delhi),
Фарукхабад гхарана (Farukhabad),
Лакхноу гхарана (Lucknow),
Пунджабская гхарана (Punjab).

 

Сенсерро (кампана)

Сенсерро (кампана) — латиноамериканский ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания из семейства идеофонов: металлический колокольчик без языка, на котором играют деревянной палочкой. Другое его название — кампана.


Современные сенсерро имеют форму несколько сплющенного с обеих сторон раструба. Появление сенсерро в латиноамериканской музыке связывают с ритуальными колокольчиками экон конголезских религиозных культов. Считается, что в светской музыке Кубы сенсерро первым применил Арсенио Родригес.

 

В латиноамериканских ансамблях сенсерро используется исполнителями, играющими на бонго, и барабанщиками-тимбалеро (во время исполнения припева-монтуно). В первом случае музыкант держит сенсеро в ладони, регулируя пальцами насыщенность и силу звука, и наносит удары по колокольчику деревянной палочкой. Во втором случае один или несколько сенсерро закрепляется на стойке вместе с парой барабанов-тимбалов.

 

Сенсерро также используется в современных музыкальных направлениях. Нередко находят они место и применение в ударных установках.

Пхачич

 

Пхачич — адыгейский и кабардинский народный ударный музыкальный инструмент, родственник трещотки.

 

Представляет собой 3, 5 или 7 пластинок из высушенной твёрдой древесины (самшита, ясеня, каштана, граба, чинары), свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукоятью. Обычные размеры инструмента: длина 150-165 мм, ширина 45-50 мм.

 

Пхачич держат за рукоять, натянув петлю, на которую нанизаны пластинки, на кисть руки, что позволяет регулировать, насколько тесно стянуты пластинки. При встряхивании раздаётся звонкий щёлкающий звук.

 

Предназначается для подчёркивания ритма при исполнении народных песен и танцев в ансамбле с камылём, шичепшином или пшине-гармоникой (в последнем случае чаще используют два пхачича). В настоящее время пхачич является одним из наиболее популярных сувениров, предлагаемых туристам в Адыгее и Кабардино-Балкарии.

 

Музыкальная подвеска (ветерок)

 

Музыкальная подвеска (ветерок) — ударный музыкальный инструмент. Представляет собой связку мелких предметов, издающих приятный перезвон при дуновении ветра, широко используемая в ландшафтном дизайне, особенно при украшении крылец, веранд, террасс, навесов и т. д., примыкающих к дому. Используется и как музыкальный инструмент.

 

Музыкальные подвески наиболее широко распространены в южных регионах как антистрессовое средство и предмет декора.

 

Виды музыкальных подвесок


Существуют разнообразные виды подвесок, среди них наиболее выделяются традиционные японские фурины (или хуурины).
 

Самым лучшим перезвоном отличаются подвески, сделанные в России и Китае — они более лёгкие и звучные даже при самом слабом бризе. Американские и канадские подвески, как правило, тяжеловесны и скорее напоминают скульптуры (ангелов, например), чем музыкальные инструменты, и поэтому издают перезвон только при очень сильном ветре.

 

Устройство

 

При изготовлении ветерка могут использоваться самые разнообразные, но как правило твёрдые, издающие мелодичный перезвон материалы: металлы, дерево, пластик, стекло, ракушки, камешки. Издаваемый звук зависит также от длины, ширины и толщины используемых материалов.

 

В искусстве фэн-шуй (дословно ветер-вода) существует целая методология выработки нужного тона звука для подвески.

 

Современные ветерки изготавливаются как кустарным (ручным), так и заводским способом. В центре прибора размещен шарик или пластина, которая ударяется об окружающие её подвесные палочки и издает приятный звук (как правило при дуновении ветра).

 

Маримба

Маримба — клавиатурный ударный музыкальный инструмент, состоящий из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник ксилофона. Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой.



Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания.

 

Возникла маримба в Малайзии и затем стала распространенным инструментом в Африке, Мексике, Центральной и Северной Америке.

 

В настоящее время маримба известна как сольный инструмент. Используется в разных музыкальных жанрах, от классической музыки до авангардной; эстрадной и джазовой. Некоторые композиторы использовали маримбу в произведениях для симфонического оркестра.

 

Родственные ударные инструменты — ксилофон, вибрафон, колокольчики. Оригинальный вариант маримбы встречается в музыке народов Африки, Южной Америки, Индонезии, Дальнего Востока.

 

Устройство


Чаще всего пластины инструмента сделаны из натуральной древесины розового гондурасского дерева или палисандра, расположены и настроены по принципу хроматической клавиатуры фортепиано. Пластины расположены над металлическими трубами-резонаторами, делающими звучание густым и объемным.

 

Стандартный диапазон инструмента — 4 или 4,3 октавы. В последние годы появились инструменты с 5- и даже 6-октавными клавиатурами. Инструменты этого класса встречаются редко, предназначены исключительно для сольной игры и часто изготавливаются индивидуально.

 

Техника игры

 

Современная техника игры на маримбе подразумевает игру несколькими палочками одновременно. Обычно используются 2-4 палочки, реже — 5-6. На инструменте можно исполнять мелодии, гармонии, виртуозные пассажи.

 

Для игры на маримбе выпускается множество видов палочек (mallets) с наконечниками из резины, дерева или пластика. Как правило, наконечники обмотаны шерстяными или хлопковыми нитями. Подбор палочек позволяет музыканту получить целый спектр различных тембров, от резкого щелкающего, «ксилофонового», до мягкого напоминающего церковный орган.

 

Иногда на маримбе играют несколько (два и более) исполнителей одновременно.

 

Маримба в современной академической музыке

 

Маримбу использовали в своих сочинениях:

 

Оливье Мессиан (Преображение Господа нашего Иисуса Христа, Франциск Ассизский)
Тору Такемицу (Rain Tree)
Франко Донатони
Карен Танака (Tales of Trees)
Дженнифер Хигдон (Splendid Woods)
Небойша Живкович (два концерта для маримбы с оркестром)
И Чен (Sound of the Five)
Марьян Мозетич (Концерт для фагота, маримбы и струнного оркестра)
Андрей Дойников (Frolic-romance)
и другие современные композиторы.

 

Среди исполнителей на маримбе известна Митико Такахаси (Премия Гаудеамус, 1973).

Марака (маракас)

Марака (маракас) — древнейший ударно-шумовой музыкальный инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.

 

Традиционные мараки

 

Первоначально для изготовления марак использовались высушенные плоды горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэро» (исп. higuero, лат. Crescentia cujete). Горлянковое или калебасовое дерево — это небольшое вечнозелёное растение из семейства Бигнониевых (лат. Bignoniaceae), широко распространённое в Вест-Индии (на Антильских островах), Мексике и Панаме.

 

Крупные плоды игуэро, покрытые очень твёрдой зелёной оболочкой и достигающие 35 см в диаметре, индейцы употребляли для изготовления как музыкальных инструментов, так и посуды — калебас различной формы, что достигалось искусной шнуровкой ещё молодых плодов.


Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой формы. После удаления мякоти через два просверленные в корпусе отверстия и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали ручку, после чего инструмент был готов.

 

Современные мараки

 

Мараки получили широчайшее распространение не только по всей Латинской Америке, но и в странах Старого Света. Современные латиноамериканские ансамбли могут использовать разные инструменты, но представить себе такой оркестр без исполнителя (как правило — певца), играющего на паре марак, просто невозможно.

 

Помимо плодов игуэро и тыквы, мараки изготавливались также из сплетённых ивовых прутьев, кокосовых орехов и даже из кожи. Современные мараки изготавливаются как традиционным способом — из плодов игуэро или тыквы-горлянки, так и из более современных материалов, в первую очередь — из пластмассы.

 

Родственные инструменты Африки

 

Известно, что инструменты, сходные с индейскими мараками, существовали и у африканского народа йоруба. Они изготавливались из тыкв-горлянок; общее название подобных музыкальных инструментов на языке йоруба — агбе (исп. agbe). Неудивительно поэтому, что мараки столь легко были усвоены африканскими невольниками, привезёнными на Кубу, значительная часть которых принадлежала именно к народности йоруба.

 

Марака или маракас

 

В русском языке название инструмента часто употребляется в не вполне правильной форме «маракасы», что связано с механическим перенесением в русскую речь его испанского названия во множественном числе (исп. maracas), дополненного сверх того окончанием множественного числа, свойственного русскому языку. Правильной формой названия является «марака» (женский род, единственное число; множественное число — «мараки»).

 

Региональные названия

 

Считается, что слово «марака» заимствовано из языка индейцев тупи-гуарани, обитавших на территории современной Бразилии.

 

В разных областях Латинской Америки, помимо основного варианта названия, используются и другие обозначения мараки:

 

альфандоке (исп. alfandoque), карангано (исп. carangano) и хераса (исп. geraza) — в Колумбии;
ассон (фр. asson) или ча-ча (фр. tcha-tcha) — на Гаити;
бапо (порт. bapo) или каркаша (порт. carcaxa) — в Бразилии;
дадоо (исп. dadoo) — в Венесуэле;
маруга (исп. maruga) — на Кубе (название относится в основном к металлическим маракам);
насиси (исп. nasisi) — в Панаме;
соньяха (исп. sonaja) — в Мексике;
уада (исп. huada) — в Чили;
чинчин (исп. chinchin) — в Гватемале;
шак-шак (англ. shac-shac) — на острове Тринидад (Тринидад и Тобаго).

Малый барабан

Малый барабан (также иногда называемый военным барабаном или «рабочим«) — ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к мембранофонам с неопределённой высотой звучания. Один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, а также джаза и других жанров, где входит в состав ударной установки (часто в нескольких экземплярах разных размеров).

Малый барабан представляет собой металлический, пластиковый или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами, с внутренней стороны одной из которых натянуты струны или металлические пружины, придающие звучанию инструмента дребезжащий оттенок. На современных инструментах эти струны можно с помощью специального рычага отдалить от мембраны, таким образом, убирая характерное дребезжащее звучание инструмента.
 

Варианты названий в различных языках:

 

Итал. tamburo или tamburo militare, фр. caisse claire, нем. kleine trommel, англ. snare drum.

 

Техника игры на малом барабане


Играют на малом барабане двумя лёгкими деревянными палочками.
 

Во время исполнения барабан располагается на специальном штативе.

 

Основой техники игры на малом барабане является дробь — тремоло большой стремительности, сливающееся практически в сплощной рокот. Дробь можно исполнять от едва слышного шуршания в пианиссимо до фортиссимо. Также на малом барабане хорошо получаются сложные ритмические формулы и отдельные удары.

 

Для приглушения звучания малого барабана используется кусок обыкновенной ткани, который кладётся на мембрану.

 

При исполнении медленных композиций в джазе помимо палочек используется иногда пара специальных щёток, которыми музыкант совершает круговые движения, создавая лёгкое «шуршание», служащее звуковым фоном для солирующего инструмента или голоса.

Ложки

Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

 

Происхождение и история

 

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

 

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

 

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

 

То что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII – XIX векам. Например, изображены ложки в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом – с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет.

 

В XIX – XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

 

Необычайный успех ложечников, привлеченных в начале ХХ в. в состав оркестров русских народных инструментов, привел к тому, что мастерские по производству музыкальных инструментов стали изготовлять модернизированные металлические ложки с бубенцами и колокольчиками. Такими ложками пользовались как маленькими бубенчиками их держали в руке и по мере надобности встряхивали ими. Подобного рода ложки находили применение в полковых хорах.

 

В наше время ложки узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.

 

Игра на ложках, техника игры

 

Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

 

Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары скользящий – по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый – по ложке, находящейся за голенищем сапога.

Литавры

Литавры (итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums)ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до пяти) металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверствие.


Происхождение

 

Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие к современным по своей форме, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.

 

Устройство

 

Литавры представляют собой систему двух и более (до пяти) металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверствие. Изменяя степень натяжения кожи/пластика можна изменять частоту звука инструментов.

 

Литавры бывают винтовые и педальные.


На винтовых литаврах кожа/пластик натягивается с помощью винтов. В процессе исполнения произведения настраивать такие литавры практичкски невозможно.
 

На педальных литаврах, которые в последнее время вытесняют винтовые, настройка высоты звука осуществляется с помощью специального механизма. На таких инструментах можно исполнять особый музыкальный эффект – глиссандо.

 

В партитуре для симфонического оркестра партия литавр пишется ниже партий медных духовых, но выше партий остальных ударных инструментов.

 

Техника игры на литаврах

 

Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.

 

На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо.

 

Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.

 

Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева.

 

Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе.

Куика

Куика — бразильский ударный музыкальный инструмент из группы фрикционных барабанов, наиболее часто применяемый в самбе. Имеет скрипучий, резкий тембр высокого регистра.
 

Куика представляет собой цилиндрический металлический (первоначально деревянный) корпус, диаметром 6-10 сантиметров. На одну из сторон корпуса натягивается кожа, другая сторона остается открытой. С внутренней стороны, к центру и перпендикулярно кожаной мембране крепится бамбуковая палочка. Инструмент вешается сбоку на уровне грудной клетки с помощью ремня.

 

Играя на куике, музыкант трёт палочку вверх и вниз, с помощью влажной материи, зажатой в одной руке, давя большим пальцем другой руки на кожаную мембрану с внешней стороны, в области крепления палочки. Трущие движения порождают звук, тон же изменяется в зависимости от степени давления на мембрану.

 

Куика играет важную ритмическую роль в музыке самба всех направлений. Примечательно использование инструмента группами выступающих на карнавале в Рио-де-Жанейро, в ритм-секциях исполнителей на куике. При отсутствии подобных музыкантов, бразильские певцы могут имитировать звук куики.

 

Примеры игры на куике

 

«Me and Julio Down by the Schoolyard» Пола Саймона
«To Claudia On Thursday», The Millennium
«Tropicalia» из альбома Mutations, Beck
«Enid», Barenaked Ladies
«Could You Be Loved» Боба Марли
«The Warmth of Your Breath» из альбома Give a Monkey a Brain and He’ll Swear He’s the Center of the Universe, Fishbone
«Walkabout» группы Red Hot Chili Peppers
«Capitan Bacardi», Антонио Карлос Жобим
«Capoeira Do Brasil», Сержио Мендес

Ксилофон

Ксилофон (от греч. ксило — дерево + фон — звук)ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты.


По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки (на жаргоне музыкантов эти молоточки называют «козьими ножками»).
 

Тембр ксилофона резкий, щёлкающий в форте и мягкий, булькающий в пиано.

 

Происхождение, история

 

Ксилофон имеет древнее происхождение — простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.


В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века: Арнольт Шлик в трактате о музыкальных инструментах упоминает подобный инструмент под названием hueltze glechter. Вплоть до XIX века европейский ксилофон был достаточно примитивным инструментом, состоявшим из примерно двух десятков деревянных брусков, связывавшихся в цепочку и для игры раскладывавшихся на ровной поверхности. Удобство переноски такого инструмента привлекало к нему внимание бродячих музыкантов.

 

Усовершенствование ксилофона относится к 1830-м годам. Польский музыкант Михоэл Гузиков расширил его диапазон до двух с половиной октав, а также изменил конструкцию, расположив бруски особым образом в четыре ряда. Такая модель ксилофона использовалась в дальнейшем в течение более ста лет.

 

На современном ксилофоне бруски расположены в два ряда наподобие клавиш фортепиано, снабжены резонаторами в виде жестяных трубок и размещены на специальном столике-стенде для удобства передвижения.

 

Роль ксилофона в музыке

 

Первый известный случай применения ксилофона в оркестре — Семь вариаций Фердинанда Кауэра, написанные в 1810 году, в середине XIX века. Его партии в свои произведения включал французский композитор Кастнер.

 

Одно из самых известных сочинений, в которых задействован ксилофон — симфоническая поэма Камиля Сен-Санса «Пляска смерти» (1872).

 

В настоящее время ксилофон употребляется в симфоническом оркестре, на эстраде, крайне редко — как сольный инструмент.

Конго

Конго — латиноамериканский ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания из рода мембранофонов.


Представляет собой вытянутую по высоте бочку, с одного торца натянута кожаная мембрана. Используется в паре – два барабана разного диаметра (один настроен пониже, другой повыше), часто на конго играют одновременно вместе с бонго (собирают на одной перкуссионной установке).
 

Высота конго 70-80 см, диаметр 22-26 см. Конго вешают через плечо и играют на нём пальцами или ладонями. Иногда встречается комплект из двух различных по размеру конго, установленных на специальных подставках. Играют на инструменте руками или применяют палочки от малого барабана или литавр.

Колокольчики

Колокольчики (итал. campanelli, фр. jeu de timbres, нем. Glockenspiel)ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в пиано, блестящим и ярким — в форте. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные.


Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматизму металлических пластинок, размещённых в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и чёрных клавиш фортепиано. Применяемый диапазон колокольчиков — от c3 до c5 (до третьей октавы — до пятой октавы), на некоторых инструментах — шире. Играют на обычных колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками.

 

В клавишных колокольчиках пластинки заключены в корпус наподобие маленького пианино, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к пластинкам (этот механизм схож с механизмом челесты). Клавишные колокольчики технически подвижнее простых, но проигрывают им в чистоте тембра.


С XIX века колокольчики часто применяются в симфоническом оркестре. Ноты для колокольчиков пишутся на две октавы ниже действительного звучания, в партитуре их партия пишется под партией колоколов, над партией ксилофона.
 

Некоторые произведения, в которых используются колокольчики

 

Делиб — опера «Лакме» («Ария с колокольчиками»)
Чайковский — Итальянское каприччио
Дюка — симфоническое скерцо «Ученик чародея»
Прокофьев — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Des-dur
Хиндемит — Концерт для кларнета с оркестром

Колокола оркестровые

Колокола оркестровыеударный музыкальный инструмент симфонического оркестра (идиофон).


Представляет собой набор 12—18 цилиндрических металлических трубок диаметром 25—38 мм, подвешенных в раме-стойке (высота около 2 м).

 

Ударяют по ним колотушкой, головка которой обтянута кожей.

 

Звукоряд хроматический. Диапазон 1—1,5 октавы (обычно от F; нотируется октавой выше, чем звучит).

 

Современные колокола снабжены демпфером. В оркестре колокола имитируют колокольный звон.

 

От той или другой длины цилиндров зависит высота звука, от большего или меньшего диаметра — сила. Цилиндры поддаются точному строю и не столь массивны, как классические колокола.

 

Оркестровые колокола были изобретены в 1893 г. англичанином Герингтоном.

Колокол

Колокол — металлический ударный музыкальный инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи.


Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

 

Классический колокол как музыкальный инструмент

 

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

 

Применение колоколов более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблен колокол весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (350800 кг). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

 

С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

 

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые, в виде длинных трубок. См. колокола (музыкальный инструмент).

 

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжен клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьет по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжен и клавиатурой.

 

Церковные колокола

 

В Церкви колокола используются приблизительно с конца IV века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, которое изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.

 

В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.

 

Благовестники

 

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:

 

Праздничные колокола. Используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.

 

Воскресные колокола. Используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

 

Постные колокола. Используются в качестве благовестника только в Великий пост.

 

Полиелейные колокола. Используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

 

Будничные (простодневные) колокола. Используются в будние дни седмицы (недели).

 

Помимо благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на Божественной Литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения.

 

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые «отбиваются» часы.

 

Средние колокола

 

Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются при так называемым звоном «в двои», который осуществляется на Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Пост. При отсутствии средних колоколов звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.

 

Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

 

Малые колокола

 

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.

 

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

 

Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

 

Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к Божественной Литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

 

Храм часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы».

 

Колокола Китая

 

В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). Колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (см. напр. Bell Tower of Xi’an, Gulou and Zhonglou (Beijing)), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.

 

Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (pulao). По легенде, пулао – один из Девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе.

 

Куранты

 

Набор колоколов различных величин, настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры.

 

Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы III Сысоевича.

 

В настоящее время на строй курант обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата подобного метроному.

 

Гармонически настроенные куранты протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины.

 

Набор маленьких курантов, применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.

Клаве

Клаве (исп. clave, дословно — «ключ») — простейший кубинский народный ударный музыкальный инструмент. Идиофон африканского происхождения. Представляет собой две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля.


Музыкант, играющий на клаве (обычно — певец), держит одну из палочек в руке таким образом, чтобы ладонь образовывала своего рода резонатор, а другой палочкой наносит по первой ритмичные удары, извлекая чёткие звуки высокого тона.
 

Клаве может использоваться для исполнения различных ритмических рисунков; однако применяется в основном для исполнения одноимённого ритма клаве, который известен в нескольких вариантах: клаве гуагуанко, клаве сона, клаве колумбии, бразильский клаве и др. Клаве широко применяется в кубинской музыке, а также в таких стилях латиноамериканской музыки, как мамбо, сальса и др.

Кимвал

Кимвал — древний восточный ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлической тарелки (чаши), посреди которой прикреплялись ремень или верёвка, для надевания на правую руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на левую руку, отчего название этого инструмента употребляется во множественном числе: кимвалы.

 

При ударе друг о друга кимвалы издаюь резкий звенящий звук.

 

У евреев кимвалы были двух видов. Большие кимвалы надевались на кисти обеих рук; пара малых надевалась на первый и третий пальцы одной руки и служила металлическими кастаньетами. Кимвалы перешли в современный оркестр под названием тарелок.

 

Не следует путать кимвал с цимбалами, венгерским струнным инструментом.