В рамках проведения независимой оценки качества образовательной деятельности

в период с 19 сентября по 9 октября 2017 года

проводится онлайн-анкетирование участников образовательного процесса.

Принять участие в анкетировании можно по ссылке:

Независимая оценка качества образования.

 

Музыкальные инструменты

Шарманка

Шарманка (от нем. Charmante Katharine — Прекрасная Катарина) — механический музыкальный инструмент, в котором вращающийся металлический валик с выступающими из него шипами (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда поступает воздух из воздушной камеры.

 

Обычно шарманкой называют механический орган бродячих музыкантов, переносной инструмент, при вращении рукоятки исполняющий 6-8 мелодий.

 

В Голландии 15 веке подобные инструменты представляли собой сложную стационарную конструкцию, действующую с помощью гидравлики, гирь или заводного механизма.

 

В 18-19 веках разнообразные шарманки часто использовались в английских церквах, где играли гимны и псалмы.

Суйкинкуцу

Суйкинкуцу (от яп. пещера водного кото) — необычный японский музыкальный инструмент, музыкальное приспособление, используемое в японских садах.

 

Звуки суйкинкуцу можно сравнить с колокольчиком или японской цитрой кото.

 

Суйкинкуцу нередко оборудуют около японского рукомойника тёцубаси для мытья рук перед чайной церемонией.

 

Важной идеей суйкинкуцу является то, что инструмент скрыт и звуки возникают из-под-земли. Это поражает гостей, которые приходят мыть руки. Церемония мытья рук превращается в игру на скрытом музыкальном инструменте. Звук капающей воды воздействует успокаивающе и доставляет наслаждение.

 

Устройство

 

Суйкинкуцу состоит из перевернутого, зарытого в земле кувшина, над которым располагается лужица воды. Капли воды, постепенно проникая в кувшин через отверстия в донышке, издают приятные булькающие звуки, которые формируют несложные мелодии.


Все компоненты суйкинкуцу должны быть настроены с высокой точностью и выполнены предельно аккуратно для получения хороших акустических характеристик.

 

Исторически использовали кувшины для хранения риса или воды, керамические глазированные либо не глазированные. Позже стали использовать металлические кувшины, особеннно в коммерческих суйкинкуцу. Более грубые керамические кувшины считаются лучшими.

 

Высота кувшина — от 30 см до 1 м. Горлышко имеет диаметр около 2 см. Суйкинкуцу звенит подобно колокольчику, но если кувшин с трещиной, звук резко теряет качество.

 

Современные суйкинкуцу

 

В позднее время появилось немало усовершенствований суйкинкуцу:

  • Современные суйкинкуцу не обязательно устанавливают около рукомойника тёцубаси.
  • Суйкинкуцу строят на непрерывном потоке воды.
  • В последнее время изготавливают суйкинкуцу с металлическими кувшинами.
  • Устройства, подобные суйкинкуцу, устанавливают в парках как часть скульптурных композиций.
  • Суйкинкуцу строят внутри жилых помещений.
  • В ресторанах или магазинах коммерческие суйкинкуцу улучшают системой электронного усиления звука и воспроизводства через громкоговорители.
  • Добавляют трубы для переноса звука.

Происхождение, история

 

Первоначально инструмент назывался тосуймон, но он не использовался в японских садах. Рассказывают, что однажды для дренажа сада был использован кувшин с отверстием, и садовники, поразившись изящным звуком, стали оборудовать сады такими кувшинами.

 

Популярность сайкинкуцу возросла в период Эдо (1603—1867), тогда был внедрён рукомойник тёцубати. Изобретателем суйкинкуцу считают также мастера чайных церемоний Кодори Энсю.

 

В позднее время искусство было забыто, и к 1959 году в Японии смогли найти только два суйкинкуцу. В 1982 году в газете Асахи Симбун было приведено подробное описание суйкинкуцу, а в 1985 году центральный телеканал NHK организовал цикл передач, и суйкинкуцу снова обрело популярность.

Стеклянная гармоника

Стеклянная гармоника — редкий музыкальный инструмент, состоящий из стекляных полусфер различного размера, нанизаных на металлический стержень, укрепленный в ящик-резонатор с водой и уксусом таким образом, что сферы лишь наполовину в него погружены.

 

Альтернативные названия на английском: glass harmonica, glass armonica, hydrocrystalophone, simply armonica.

 

Происхождение, история

 

Стеклянная гармоника известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал такие легкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики.

 

В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным инструментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные стаканчики». Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне выступил солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».

 

Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посла Соединенных Штатов Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением стеклянной гармоникой. Его изобретение сделало этот инструмент еще более популярным. Стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук.

 

Стеклянная гармоника покорила Европу. Слепая музыкантша Марьянна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.

 

Но несмотря на это, в те времена считалось, что его звук слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и даже приводит к расстройству рассудка. Поэтому в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом. Зато знаменитый австрийский психиатр Месмер, живший в конце XVIII – начале XIX века, использовал ее для успокоения пациентов перед исследованием.

 

В начале ХХ века искусство стеклянной гармоники было утеряно, и интерес к ней возродился лишь недавно. Интересно, что в произведении американского композитора XX века Джорджа Крама этому инструменту доверено исполнять не что-нибудь, а голос самого Бога.

 

Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в «Демоне», чтобы создать ощущение необычайного, таинственного и «фантастического» в звучании оркестра. А Михаилу Глинке она пригодилась в опере «Руслан и Людмила» – для достижения сказочного колорита.

 

Когда секрет игры на стеклянной гармонике был утерян, ее стали заменять другими инструментами. Но недавно питерский режиссер Виктор Крамер поставил оперу Глинки в Большом театре и решил вернуть стеклянную гармонику на ее законное место.

Калимба


Калимба — древнейший и самый распространенный музыкальный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов).


Происхождение

 

Во времена европейской колонизации Америки калимба была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор. Ее чудесные звуки можно услышать, например, в музыке группы Earth, Wind & Fire.

 

Применение

 

Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент.

 

Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку.

 

Устройство калимбы

 

На резонаторном корпусе (бывает разной формы) размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов — плоский, у более сложных — полостной резонатор из панциря черепахи, долбленого дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30) Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков.

 

При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации.

 

Калимбы бывают различных размеров; длина корпуса 100—350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм.

 

Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.

 

Звукоряды калимбы у разных народов

  • бакве (Конго): a1, f1, d1, c1, e1, g1, h1;
  • лемба (Юж. Африка): b1, g1, f1, g, c1, h, d1, c2;
  • баквенда (Юж. Африка): b, as, f1, f, e1, es, c1, H, d1, des, ges1, ges, b.

Казу

Казу (от англ. kazoo) — американский народный музыкальный инструмент, применяемый в музыке стиля скиффл (skiffle).




Казу представляет собой небольшой металлический или пластмассовый цилиндр, сужающийся к концу. В середину цилиндра сверху вставлена металлическая пробка с мембраной из папиросной бумаги. Исполнять музыку на казу очень легко — в него надо просто петь, а бумажная мембрана изменит ваш голос до неузнаваемости.
 

В России казу был известен с давних пор, но под другим названием — расческа с папиросной бумагой.

 

Применение казу

 

Инструмент казу для особого эффекта применил Евгений Вахтангов в музыке к спектаклю «Принцесса Турандот» — в нужный момент скрипачи отложили свои скрипки и заиграли на расческах. Зрители были просто поражены, доселе они ничего подобного не слышали.

 

В Соединённых Штатах Америки в ансамблях скиффл казу звучит вместе с такими же необычными музыкальными инструментами – стиральной доской (washboard), на которой играют металлическими напёрстками, контрабасом, сделанным из оцинкованного таза с прикрепленной к нему ручкой от лопаты (skiffle bass), керамической бутыли (whysky jag) из под виски объемом в два галлона, которая издает басовые звуки наподобие тубы, деревянного человечка (Limber Jack), который своими каблучками выстукивает дробные ритмы в такт музыке и др.